Выставка «Нас поймут через сто лет. Лазарь Хидекель» открылась 14 февраля в Национальном художественном музее Республики Беларусь, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

В белорусскую столицу из Нью-Йорка привезли почти 100 оригинальных картин первого в мире супрематического архитектора и яркого художника авангардиста, родившегося в Витебске. В экспозиции можно увидеть также документы, связанные с творчеством мастера, который еще столетие назад проектировал футуристические города, гармонично уживающиеся с природой. Именно Лазарь стал автором экологического архитектурного манифеста ХХ века.

На одном из стендов, под стеклом, можно увидеть редкую фотографию участников художественного объединения УНОВИС, основанного век назад в Витебске. Она здесь не случайно. Один из основателей – Л. Хидекель. Казимир Малевич, кстати, тоже есть на снимке – именно он во многом повлиял на стиль будущего архитектора. Если ранние работы Лазаря еще полны реализма, то постепенно, после 1920-го года, картины и эскизы приобретают выраженные геометрические черты. Приходит время экспериментов.

Внимательно осматривая выставку, можно проследить за всеми этапами супрематических трансформаций автора. Сначала были плоскостные фигуры – кресты, окружности, квадраты. Постепенно они становились объемней, пока не трансформировались в архитектурные формы. Превратились в проекты космических домов. Лазарь начал размышлять о том, каким станет мир, если люди поселятся на орбите, в аэрогородах, где смогут видеть небо, не поднимая голов. Организаторы экспозиции, кстати, предусмотрели для посетителей небольшой аттракцион. Можно «прогуляться» по городу будущего, о котором говорил художник, с помощью очков виртуальной реальности.

Выставка в Минске была бы невозможной без помощи семьи Хидекель. Родственники Лазаря не только передали экспонаты, но и приехали на открытие сами.

 — Принципы супрематизма, заложенные еще сто лет назад, актуальны до сих пор. Я счастлив, что выставка работ моего отца приехала, наконец, в Беларусь. Мне нравится ваша страна – чистая, зеленая, со спокойными и приветливыми людьми. Я много путешествую – и мне есть с чем сравнить, – отметил сын художника Марк Хидекель, тоже архитектор и дизайнер.

По его словам, одним из главных принципов в творчестве Лазаря был гуманизм. Он называл профессию архитектора – самой доброй. Большое внимание уделял вопросам экологии – опять же, через принципы супрематизма.

— Он во многом помог и моему становлению. Еще совсем молодым я уже проектировал поселение на Луне. Сейчас продолжаю дело отца, воплощая то, что он не успел осуществить,  – добавил Марк Хидекель.

В Минск приехали также его супруга, доктор искусствоведения Регина Хидекель, и сын Роман, архитектор-урбанист. Кроме того, выставку посетили внучатая племянница Казимира Малевича Ивона Малевич и правнучка художника Лазаря Лисицкого Валерия.

Наследие участников УНОВИСа разбросано по разным странам мира, но каждый музей или коллекционер неизменно гордится экспонатами, под которыми стоят имена Казимира Малевича и других художников «витебского ренессанса». Лазарь Хидекель – один из них. И возвращение его произведений на родину – это историческое событие, подчеркнул генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов.

Справочно

Выставка проводится в рамках проекта #UNOVIS100, который реализуют Центр белорусско-еврейского культурного наследия и Музей истории Витебского народного художественного училища.

Фото автора