Руководство Беларуси считает достаточно высокой вероятность внутреннего вооруженного конфликта, инспирированного извне, и готовится к его возможной нейтрализации. В том числе и через оснащение спецподразделений броней.

Фото mil.by

При том что новый план обороны Беларуси был одобрен только 19 декабря 2019 года, реализация ряда его ключевых положений, как полагает ряд экспертов, началась гораздо раньше. В частности, это касается оснащения спецподразделений силовых ведомств и Минобороны, предназначенных для нейтрализации внутреннего вооруженного конфликта, бронированными средствами подвижности.

Еще совсем недавно предприятия Беларуси не выпускали армейских броневиков. Однако за последние годы появилось сразу несколько моделей.

Толчком стало появление программы Госкомвоенпрома по созданию семейства бронированных боевых машин с использованием шасси повышенной проходимости.

Накопленный технический потенциал и компетенции позволили ряду отечественных предприятий как ВПК, так и гражданского сектора в сжатые сроки создать образцы, удовлетворяющие требованиям силовиков. Пройдемся по продукции этих предприятий.

 

ОАО «140-й ремонтный завод» (город Борисов)

В рамках программы Госкомвоенпрома на предприятии было создано мобильное бронированное транспортное средство «Кайман» (колесная формула 4×4), которое имеет усиленное частично V-образное днище, обеспечивающее противоминную защиту, и общее бронирование, соответствующее классу защиты Бр4 по ГОСТ Р 50963.

 

 

В лобовой проекции броня имеет класс защиты Бр5, что превышает класс защиты бронетранспортера БТР-80. По бокам в корпусе устроены люки для десантирования. На крыше машины установлен поворотный погон под боевой модуль.

«Кайман» может быть использован в качестве защищенного средства доставки и огневой поддержки личного состава подразделений в условиях вероятного боевого контакта с противником, уничтожения легкобронированных объектов.

Полная масса с вооружением — 7000 кг. Основная силовая установка — дизельный двигатель Д-245.30E2 Минского моторного завода мощностью 170 л.с., агрегатированный с усиленной механической пятиступенчатой коробкой передач (КПП). Запас хода — 1000 км. Максимальная скорость по шоссе — 100 км/ч.

Полный привод, высокий крутящий момент двигателя (515 Нм), независимая торсионно-рычажная подвеска и централизованная система подкачки шин позволяют машине уверенно передвигаться и по сильно пересеченной местности.

Но это не все. На выставке Milex-2019 в Минске 140-й ремонтный завод представил бронированный автомобиль (БА) класса MRAP (от англ. mine resistant ambush protected) под названием «Защитник». Благодаря V-образной форме днища корпуса, рассеивающей энергию взрыва, этот БА обладает повышенной стойкостью к подрыву на мине или фугасе.

Фото adt.by

БА имеет капотную компоновку, которая по сравнению с бескапотной значительно повышает шансы на выживание экипажа машины, если срабатывает заряд взрывчатки под передним мостом машины.

Лобовая проекция бронекорпуса и остекление БА защищены по классу Бр5, а борта и корма — Бр4. Это позволяет обезопасить экипаж из двух человек и 12 военнослужащих в десантном отделении от огня автоматического и снайперского оружия, а также осколков снарядов и гранат.

«Защитник» размещен на шасси грузового автомобиля МАЗ-631708 (6×6). Двигатель — турбодизель ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с. КПП — ЯМЗ-239. Полный вес БА — порядка 20 тонн.

На базе «Защитника» могут размещаться командно-штабные и разведывательные машины, машины связи и др. В зависимости от назначения на БА планируется устанавливать дистанционно управляемые боевые модули с различными видами вооружения — от пулеметов калибра 7-62 мм и выше до автоматических и реактивных гранатометов для поражения живой силы и бронеобъектов.

 

Минский завод колесных тягачей

В рамках той же программы Госкомвоенпрома на МЗКТ был создан легкий бронированный автомобиль МЗКТ-490100. Он имеет капотную компоновку с установленным на раму сварным корпусом из броневых листов, обеспечивающим защиту класса Бр4. Автомобиль способен перевозить до 10 человек личного состава (2+8).

Фото bte.by

Двигатель — турбодизель ЯМЗ-53452 мощностью 215 л.с., КПП — гидромеханическая. Полный привод в сочетании с фирменной независимой двухрычажной пружинной подвеской обеспечивает высокую проходимость практически в любых дорожных условиях и на разведанной местности.

Автомобиль оборудован бортовой информационно-управляющей системой, которая позволяет вести оперативный контроль состояния узлов и систем.

На базе МЗКТ-490100 создается целое семейство БА. В том числе изделия с разведывательно-огневыми модулями, модулем радиоэлектронной борьбы, модулем противотанкового ракетного комплекса и др.

 

НП ООО «ОКБ ТСП»

Компанией НП ООО «ОКБ ТСП» разработан БА под названием «Универсальная боевая платформа» (УБП). Он предназначен для транспортировки модулей различного функционального назначения и их применения в боевых условиях.

Фото adt.by

Разработчиками предусмотрен следующий набор функциональных модулей: транспортный модуль для перевозки десяти бойцов в полной экипировке; боевой модуль с заданным комплектом огневых средств (вооружение — от пулемета до противотанковых ракет); штабной модуль — средство управления подразделениями; санитарный модуль — для оказания первой помощи и эвакуации раненых.

УБП в любом исполнении обеспечивает: защиту от пуль (16-мм стальные листы остановят даже бронебойные Б-32 с усиленным зарядом, выпущенные из снайперской винтовки Драгунова), осколков и мин; решение коммуникационных, навигационных и управленческих задач. Шины с системой центральной подкачки оснащены также пулестойкими вставками.

Полная масса УБП — 17 000 кг. Мощность двигателя отечественного производства — 350 л.с. Максимальная скорость — 110 км/ч. Запас топлива — 370 л.

 

«Минотор-Сервис»

Белорусской частной компанией «Минотор-Сервис» были разработаны многоцелевые плавающие БА «Витим» в версиях 4×4 и 6×6.

Фото minotor-service.by

Несущий бронированный корпус «Витима» версии 4×4 обеспечивает круговую защиту экипажа (водитель и четыре бойца) от пуль калибра 7,62 мм на дистанции 10 м и способен выдержать подрыв под днищем ручной гранаты типа Ф-1 или РГО, а также безоболочного взрывного устройства мощностью 500 г в тротиловом эквиваленте.

Снаряженная масса — 6000 кг. Грузоподъемность — 1000 кг. Двигатель — турбодизель ЯМЗ-53452 мощностью 215 л.с. агрегатированный с механической пятиступенчатой КПП. Расход топлива — около 20 л на 100 км. Запас хода — 800 км. Максимальная скорость на шоссе — 125 км/ч.

«Витим» может нести системы легкого стрелкового и ракетного вооружения (включая системы противовоздушной и противотанковой обороны), комплексы связи и другой военной техники. Машину можно использовать для разведки, патрулирования, обеспечения спецопераций полиции и внутренних войск, огневой поддержки подразделений, сопровождения и охраны колонн.

На выставке Milex-2019 был продемонстрирован еще один БА этого семейства — «Витим» 6×6. Он предназначен для перевозки грузов, топлива во встроенных емкостях, использования в качестве транспортной базы для различного спецоборудования, а также стрелкового, артиллерийского и ракетного вооружения.

Фото minotor-service.by

Полная масса — 11 200 кг. Грузоподъемность — 3500 кг. Максимальная скорость по шоссе — 110 км/ч. Запас хода — 760 км. Скорость на плаву — 3 км/ч.

 

«БСВТ-новые технологии»

На выставке Milex-2019 эта компания представила широкую линейку легких бронеавтомобилей под брендом Asilak. Прототипом БА Asilak является разработка российского ООО «Нижегородское авиационное общество» — бронеавтомобиль «Буран».

Фото iammilitary-by.livejournal.com

Бронирование моторного отсека защищает подкапотное пространство и кабину этого БА при фронтальной атаке. Двигатель укомплектован специальной системой забора и подготовки воздуха для эксплуатации в условиях сильной задымленности и преодоления водных преград.

Asilak оснащен бронированным полом, дополнительной противоминной защитой V-образной формы, что должно резко снизить воздействие взрывной волны на конструкцию БА и экипаж при подрыве.

Модульная конструкция БА позволяет на базе унифицированного шасси (единый дизельный двигатель — 200 л.с., трансмиссия, противоминная защита, рама, мощный силовой передний бампер) создавать БА различной конфигурации.

По мнению экспертов, наибольший интерес представляет размещение на бронированном шасси Asilak реактивной системы залпового огня «Флейта».

У нее 80 направляющих. Дальность стрельбы — 1000–3000 м. В качестве боеприпаса используется неуправляемая авиационная ракета С-8. Она может иметь разные боевые части: кумулятивно-осколочную, бетонобойную, осколочно-фугасную, тандемно-кумулятивную.

Как считают комментаторы, «Флейта» предназначена прежде всего для огневой поддержки действий сил специальных операций белорусской армии.