Пенсионер Виктор Климович из Первомайского района обратился в редакцию и рассказал, что до его квартиры на 8-м этаже 150 ступенек. Мужчина знает об этом, потому что лифт в подъезде дома, в котором он проживает, заменяют с ноября 2019 года. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, как быть в такой ситуации.

Наш читатель живет в 9-этажном доме № 25 на ул. Никифорова. «Почему обращаюсь не к подрядчику, а в СМИ? Хочется узнать, насколько эта проблема общая и будет ли решена впредь. Заодно передаю опыт преодоления «временных неудобств» будущим бедолагам», — заметил он, описывая свои злоключения.

Начались они с объявления у подъездов о том, что с 30 октября 2019 года по 10 января 2020-го будет произведена замена лифтов. «В доме восемь подъездов, в первых четырех в назначенное время начались работы, и довольно интенсивно, — делится подробностями Виктор Иосифович. — Приблизительно через три недели они были почти закончены и внутри, и снаружи (все просматривалось при ежедневных пеших подъемах-спусках), мы вздохнули с облегчением. Но затем темп заметно упал, бригада перешла в следующие подъезды. Мы узнали, что, пока не будут закончены монтажные и наладочные работы во всем доме, включая испытания, пока их не примет комиссия, ни о каком благе для первых четырех подъездов речи быть не может».

Мужчина недоумевает, почему лифты нельзя включать поочередно по мере готовности, и обращает внимание, что каждый день их простоя — испытание для людей пожилых, больных, с ослабленным здоровьем, которые живут в квартирах на верхних этажах. «Мне 82 года, перенес тяжелую болезнь, и первый же подъем на 8-й этаж привел к гипертоническому кризу и необходимости обращения к врачу. Почти каждый день приходится посещать магазин, ходить в поликлинику или отделение банка за пенсией. Принял дополнительные меры. Перед выходом запасаюсь бумагой для подстилки на ступеньки лестницы, присаживаюсь и отдыхаю в не очень удобной позе. Изготовил проволочный крюк для подвески ноши на перила лестницы во время остановок. В резерве еще подъем груза из окна при помощи шпагата. Проходящие мимо жильцы сочувствуют и иногда предлагают перенести ношу на мой этаж. Поднимаюсь вверх 30–40 минут, считаю ступеньки — а их 150 — и посматриваю на двери вроде законченного, но неработающего лифта. Сколько еще мне и другим таким же старикам придется переносить эти трудности?»

По мнению Виктора Иосифовича, перерыв в работе лифта в течение 70 дней недопустим. Есть и предложение к ответственным лицам: «Приобретите по два пластмассовых кресла на один подъезд, оставьте их на промежуточных площадках между лестницами. Тогда будет видна забота о людях, некоторая компенсация за неудобства».

***

С главным инженером ЖКХ Первомайского района (предприятия-заказчика) Алексеем Рудковским наш корреспондент побеседовал в 20-х числах декабря, вскоре после получения письма Виктора Климовича.

— Работы по замене лифтов в доме № 25 на ул. Никифорова начались 10 ноября, одновременно во всех подъездах, — уточнил он. — Нормативный срок — 3,5 месяца, но мы постараемся сократить его до минимума. (Когда готовился материал, специалист подтвердил: новые подъемники ввели в эксплуатацию. — Прим. авт.) Да, для некоторых категорий жильцов это долгий срок, они испытывают неудобства. Но нужно понимать: лифт — объект повышенной опасности. В ходе его замены необходимо совершить ряд процедур согласно установленному регламенту. Строительно-монтажные и пусконаладочные работы можно выполнить в течение 1–1,5 месяца. Ускорить этот процесс нельзя даже чисто физически: в шахту лифта не поместятся больше трех работников. Далее — обследование и выдача заключения Госпромнадзора. Если имеются замечания, подрядчик их устраняет, и проверка проводится повторно. Следует учитывать и то, что специалисты Госпромнадзора затрачивают не менее одного часа на обследование одной новой кабины, в день комиссия может принять ограниченное количество лифтов. При этом объемы их замены в текущем году значительно увеличились.

А. Рудковский также отметил, что заказчик постоянно контролирует подрядную организацию, поэтому отсутствие работников на объекте еще не свидетельствует о том, что процесс модернизации необоснованно затягивается. Что касается предложения поставить в подъездах стулья для отдыха, оно вполне осуществимо, но подобных обращений в районное ЖКХ не поступало.

От редакции

Проблемы, о которых рассказал наш читатель, не новы. Они вызывают понимание и сочувствие. Вместе с тем у редакции нет оснований полагать, что заказчики, подрядчики, проверяющие органы умышленно затягивают сроки замены лифтов. Накануне у подъездов расклеивают объявления с указанием дат отключения старого подъемника и ввода в эксплуатацию нового. Таким образом, у людей, которым затруднительно спускаться и тем более подниматься по лестнице, есть время самостоятельно или при содействии родственников, по возможности, подготовиться к такому мероприятию. Конечно, сложно все предусмотреть, чтобы в течение двух месяцев не выходить из квартиры. Наиболее остро нуждаются в помощи одинокие пенсионеры. Им могли бы оказать поддержку социальные службы, общественные организации (БРСМ, КОТОС и другие). Нельзя оставлять таких жильцов наедине с неудобствами, которые доставляет модернизация вертикального транспорта.

Справочно

В жилых домах Первомайского района в 2019 году модернизировали 254 лифта, в 2020-м планируется довести этот показатель до 319.