Секретные литографии Шагала, семиметровый слон на самой тусовочной улице и костюмированный пикник Купаловского театра. Что впервые случилось в культурной жизни Минска в 2019 году, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

Между роком и классикой

В первый раз в столицу приехала одна из самых красивых оперных пар Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. И не для того, чтобы прогуляться по музеям и магазинам, а с грандиозным концертом 25 октября в Большом театре Беларуси. Конечно же, под бурные овации и с полным аншлагом. Еще одна мировая знаменитость, рок-группа Evanescence, которую фанаты ждали в Минске пару десятков лет, заглянула во Дворец спорта.

Сразу четыре белорусских исполнителя оказались лауреатами независимой музыкальной премии Jager Music Awards. Ее ежегодно присуждают артистам из Беларуси, России и Казахстана. Группу «Петля Пристрастия» назвали лучшей рок-командой, остальных наградили статуэтками как молодых и перспективных. Это музыкант Блеск Бати, певицы Лера Яскевич и Лиса.

Юбилеев в 2019-м, как и каждый год, было много, но один из них точно никто не пропустил — 50-летие Белорусского государственного ансамбля «Песняры». Обновленный в начале 2000-х состав, продолжая традиции Владимира Мулявина, обещал совсем скоро записать новый альбом. А вот белорусские рокеры «Без билета», команда, просуществовавшая 20 лет, наоборот, попрощалась со своими слушателями, подарив им последний концерт.

Среди привычных летних музыкальных фестивалей появилось и что-то новенькое для аудитории, уставшей от привычных форматов, — первый инженерно-акустический open-air «Звуки стройки» в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси. Можно было услышать шум механизмов атомной электростанции, чудом превратившийся в звуки вальса, сходить на лекцию ученых, интеллектуальную игру или научное шоу.

На холсте написано

В марте белорусы первыми из жителей Восточной Европы, как и всего постсоветского пространства, увидели (и даже потрогали) уникальные скульптуры испанского художника Сальвадора Дали. Причем абсолютно бесплатно, ведь часть из них разместилась на улице. Тусовочную Зыбицкую украсил бронзовый слон высотой 7 м, а лестницу у входа в Национальный художественный музей Беларуси преобразила философская композиция «Поклонение Терпсихоре».

Весной в столицу прибыли работы короля поп-арта Энди Уорхола. Он, оказывается, увлекался шелкографией и создал серию картин о вымирающих видах животных, птиц и насекомых. Что касается своих, национальных героев, то в выставочном зале Libra показали неизвестные раньше работы Марка Шагала на библейскую тему. Речь идет о 64 литографиях, иллюстрирующих события Ветхого Завета, а также о 24 эскизах витражей, созданных для синагоги в Иерусалиме.

В начале декабря в Национальном художественном появилась уникальная коллекция картин еще одного мастера из Парижской школы Шраги Царфина. На исторической родине, в Беларуси, он экспонируется впервые.

Что еще происходило в изобразительном искусстве помимо открытия выставок, появления новых имен и проектов? Впервые за семь лет сменился председатель Белорусского союза художников. На место Рыгора Ситницы пришел молодой автор Глеб Отчик. Также Министерство культуры Беларуси в декабре объявило новый республиканский конкурс «Национальная премия в области изобразительного искусства».

Авангардный реализм и бронза

Новые скульптуры активно появлялись в Минске в 2019-м. И не только те, что выполнены в традициях Владимира Жбанова. Геометрический «Поцелуй» Константина Селиханова, призывающий не стесняться своих чувств, установили на ул. Октябрьской.

А возле станции метро «Спортивная» у офиса одного из банков вырос «Носитель даров» по эскизам Осипа Цадкина, всемирно известного скульптора-авангардиста родом из Беларуси — тоже непривычное для столичного реализма изваяние.

Рядом со зданием крупного ресторана на ул. Кульман открыли «Аллею друзей», в перспективе ансамбль скульптур, которые должны будут символизировать народы мира. Первой фигурой из бронзы стала «Мимино» Олега Возисова, памятник культовому советскому фильму. Бронзовые аисты поселились перед Национальным аэропортом Минск. Скульпторы вспомнили и о врачах. Трое из них, радиолог, хирург и химиотерапевт, застывшие в бронзе, стоят теперь у входа в Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии в Боровлянах. А вот за удачей — к новой скульптуре пожарного, что недалеко от музея МЧС на ул. Городской Вал.

Стоит вспомнить и об искусстве стрит-арта. Его в столице становится с каждым годом все больше. Мурал «Лiчбавы свет» на Притыцкого, 134, белорусского художника с псевдонимом Mutus признан лучшим в мире по версии международного сообщества фанатов стрит-арта Street Art Cities: оно действует в более чем 550 городах.

Театральный подъем

Кроме громких премьер, о которых не раз писали наши корреспонденты, в театральную жизнь столицы еще в феврале 2019-го ворвался маленький, но уникальный для зимней поры фестиваль-конкурс. Участвовали в нем живые скульптуры, 16 неповторимых персонажей. Они разгуливали по торгово-развлекательному комплексу, общались с прохожими, показывали сценки.

Во время летнего музыкально-туристического сезона в Верхнем городе стартовал театральный фестиваль No Stage («Без сцены») как продолжение Минского форума уличных театров. Тоже с актерами и танцорами, цирковыми артистами и музыкантами.

Национальный академический театр имени Янки Купалы устроил осенний костюмированный пикник в честь открытия 100-го сезона. По Александровскому скверу прогуливались харизматичные персонажи спектаклей, а в буфете угощали блюдами, напоминающими об атмосфере культовых постановок. Минчане и приезжие познакомились с закулисьем и раздобыли приглашения на закрытые показы.

Следите за сценарием

В прошлом году завершились съемки сразу двух кинопроектов, которые обещают прозвучать не только в Беларуси, но и за рубежом: художественного фильма про Янку Купалу режиссера Владимира Янковского и приключенческой ленты «Авантюры Прантиша Вырвича», созданной под чутким руководством Александра Анисимова.

Еще к нам в первый раз приехала съемочная команда из Индии снимать блокбастер «Суперотряд» со сложными трюками, выстрелами и погоней, словом, настоящий экшен.

Много говорили в СМИ и о независимых режиссерах. Лента Дарьи Жук «Хрусталь» об эпохе 1990-х, миграции и юности названа лучшим фильмом стран СНГ и Балтии и получила российскую «Нику». Первую в истории белорусского кино. Совсем недавно документальная лента «Дебют» Анастасии Мирошниченко готовилась представить Беларусь на «Оскаре», но в шортлист так и не вошла. Тем не менее глубокая и вдумчивая картина о театре в женской колонии стоит того, чтобы ее увидеть. Как и остальные национальные проекты.

Фото автора, Ирины Малиновской и Тамары Хамицевич