Указ президента № 140 о льготной растаможке автомобилей для многодетных и инвалидов стимулировал серый импорт.

Фото с сайта varjag.net

Как заявил 16 января на пресс-конференции в Минске председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич, последствия указа стали проявляться во втором полугодии.

«Если в первый и второй кварталы мы еще видели достаточно хорошие темпы роста продаж новых автомобилей автодилерами, то осенью и зимой рынок заметно упал», — заметил эксперт.

По его словам, на вторичном рынке появилось предложение свежих автомобилей — трех-пяти лет выпуска, ввезенных в Беларусь по 140-му указу президента.

«Мы называем это серым импортом, не совсем законным, потому что перегонщики денег в бюджет не платят. При этом указ сгенерировал риски для покупателей на рынке, потому что в этом канале продаж проявляется очень много мошеннических схем. Соответственно, на наш взгляд, те темпы роста рынка продаж новых автомобилей, которые мы видели в 2019 году, в 2020-м мы вряд ли увидим», — отметил глава БАА.

Михневич заметил, что у ассоциации автодилеров нет точных данных Госавтоинспекции о регистрации автомобилей с пробегом. Однако в экспертном сообществе говорят о 20-30 тысячах подобных авто.

«Это очень большие цифры, они, конечно, требуют проверки, и они не могли не повлиять на емкость рынка, в том числе на лидеров среди официальных дилеров. Нам также известно, что в бюджете на 2020 год заложены достаточно существенные поступления по статье растаможки автомобилей, ввезенных по 140-му указу», — сказал Михневич.

По мнению дилеров, подобный ввоз «не совсем законен, поскольку законодатель не предусмотрел каких-либо ограничений по отчуждению этих автомобилей».

«Соответственно раз год каждый человек, который подпадает под эту норму, может опять ввезти автомобиль, снова продать и что-то на этом заработать. Понятно, что на этом греют руки перегонщики, не платя налоги и все прочее», — подчеркнул Михневич.

В этой связи БАА считает, что подобный указ требует изменений, поскольку создает неравные условия для хозяйствующих субъектов, в том числе для белорусских производителей «Джили».

Директор завода «Белджи» Геннадий Свидерский согласился с мнением БАА, отметив, что такие схемы существенно сокращают возможности для продаж отечественных автомобилей.

«Мы просили правительство, и есть согласие рассмотреть такой вопрос с точки зрения создания условий для развития отечественного автопрома. Надеюсь, что этот вопрос будет всесторонне рассмотрен и Таможенным комитетом, и Министерством финансов для принятия оптимального решения. У меня возникла еще такая мысль: поскольку указ ссылается на помощь многодетным и инвалидам, то, может быть, «Белджи» стоит модифицировать свою финансовую программу и  кредитовать такие категории не под 3,9%, а вообще сделать 0,1%? Чтобы кредитовать адресно действительно тех, кому это нужно», — отметил руководитель автозавода.

Принятый весной 2019 года указ № 140 «О возмещении таможенных пошлин, налогов» предусматривает растаможку автомобилей с 50-процентной скидкой родителям в многодетных семьях и инвалидам I и II групп. Какие-либо ограничения по пользованию и распоряжению ввезенными авто не предусмотрены.

Стоит отметить, что прогнозные показатели по доходам бюджета Беларуси на 2020 год учитывают дополнительные доходы в 200 млн рублей, которые будут сформированы за счет ввоза легковых автомобилей из третьих стран по льготной таможенной ставке для инвалидов I-II групп и многодетных родителей.