Премьера спектакля «Першы» открыла в новом году Камерную сцену Национального академического театра имени Янки Купалы, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Новая постановка режиссера Романа Подоляко создана в жанре вербатим – документального спектакля. Правда, как отметил он сам, методология вербатима, работы з текстом используется весьма свободно.

В основе пьесы – истории и воспоминания из детства актеров и людей, которые изъявили желание поучаствовать в создании спектакля и прислали свои откровения. На электронную почту пришло около 50 посланий, присылали и бумажные письма в театр из регионов. Роман Подоляко вместе с Михаилом Зуем создали микст из рассказов. Получилась трогательная и глубокая постановка про детство, взаимоотношения детей и родителей, взрослых.

Перед зрителями – «четыре героя в шортиках», как они сами себя называют в одном из эпизодов. Две девочки – Валентина Гарцуева и Кристина Дробыш и два мальчика – Павел Остроух и Иван Кушнерук рассказывают смешные и грустные, увлекательные и сентиментальные истории из детства. Они вспоминают про любимые игрушки, поход в ясли и попытку убежать оттуда, про «тихий час» и обеды, про первое ощущение злости, страха, свободы, первую любовь и первое разочарование, обиды и боль… Актеры словно повествуют про свою личную жизнь, и ты веришь, сочувствуешь им, жалеешь их, радуешься и восхищаешься вместе с ними, и конечно же, вспоминаешь события из своего детства.

В спектакле озвучиваются и серьезные темы: агрессии взрослых по отношению к детям, психологического и физического насилия над ними. Глазами маленького человека мы начинаем видеть и чувствовать, какими колючими могут быть слова воспитательницы, как может ранить душу ребенка суровое требование отца, неожиданный удар матери…

Авторы постановки избегают назидательной интонации, но сердце откликается на душещипательные истории и заставляет рассуждать, делать выводы. «Першы» напоминает зрителям, как важны для маленького человека его первые восприятия окружающего мира, ведь они создают невидимую матрицу, в которой мы потом живем всю жизнь.

Фото Ирины Малиновской