Проект «Удобный город» предлагает внести изменения в закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»

Соответствующие изменения, предложенные экспертами проекта, опубликованы на сайте Petitions.by для общественного обсуждения.

 

Создать институт петиций

«Существующий закон Об обращениях граждан и юридических лиц устарел, не учитывает такие возможности для обращений, как петиции», — отметил руководитель проекта «Удобный город» Владимир Ковалкин.

По его словам, после общественного обсуждения инициаторы поправок в закон намерены обратиться в Палату представителей и Администрацию президента: «Мы понимаем, что этот процесс потребует определенного времени, однако надеемся, что при очередных изменениях в законе наши предложения будут учтены».

Проект «Удобный город» предлагает дополнить основные термины закона «Об обращениях граждан» развернутым определением понятия «петиция», рассматривая его как коллективное электронное обращение, содержащее предложения по совершенствованию законодательства и решению актуальных экономических, политических и социальных вопросов общества и государства.

В мировой практике термин «петиция» используется для обозначения коллективного обращения граждан, текст которого размещается в публичном доступе для подписания, отметил Ковалкин.

В Беларуси граждане имеют возможность инициировать изменения в законодательство, но сделать это крайне сложно, так как необходимо собрать не менее 50 тысяч подписей.

«Чтобы упростить процедуру, можно использовать институт петиций. Нормы закона О местном управлении и самоуправлении позволяют гражданам вносить в советы депутатов проектные предложения. Чтобы механизм заработал, нужно сделать рассмотрение петиций о внесении изменений в законодательство депутатами обязательным при условии, что ее подпишет определенное количество граждан», — сказал Ковалкин.

Участники проекта «Удобный город» предлагают расширить обязанности госорганов при получении петиций с тысячей и более подписей. Например, в таком случае обращение следует рассматривать с выездом на место и проведением общественного обсуждения.

 

Обязать негосударственные организации рассматривать обращения

Среди предлагаемых изменений — обязать рассматривать обращения организации, которые не являются государственными органами.

В качестве примера участник проекта Антон Мотолько привел национальную авиакомпанию «Белавиа», которая хоть и является полностью государственным предприятием, но по закону может не рассматривать обращения граждан.

«Хотелось бы минимального равноправия в этой части, поэтому мы предлагаем обязать негосударственные организации рассматривать обращения, собравшие не менее тысячи подписей», — сказал Мотолько.

 

Срок рассмотрения можно продлить

Участники проекта считают, что срок рассмотрения обращений можно увеличить, предоставив такое право заявителю.

Теперь из-за огромного количества обращений в госорганы, загруженности чиновников бумажной работой и часто однотипных обращений часть общественно значимых обращений не рассматриваются глубоко, а граждане получают отписки.

«Практика показывает, что 15-30 дней недостаточно, чтобы рассмотреть обращение и дать ответ по существу», — сказал Ковалкин.

 

Вместо адреса — идентификационный номер

В настоящее время для того, чтобы подпись под коллективным обращением имела юридическую силу, гражданин обязан указать свои личные данные, в том числе и место проживания.

Участники проекта «Удобный город» предлагают предусмотреть возможность указания идентификационного номера паспорта вместо домашнего адреса.

«Это позволит снизить риск того, что кто-то воспользуется известным ему адресом другого лица, исключит возможность попадания адреса в третьи руки в случае утечки данных», — сказал Ковалкин.

 

Онлайн-прием вместо личной встречи

Наконец, предлагается использовать онлайн-прием наравне с традиционным личным приемом граждан. Среди преимуществ общения через мессенджеры и скайп — быстрота, удобство, сокращение издержек всех заинтересованных сторон, сказал Ковалкин.

Особенно такой вид общения будет востребован маломобильными людьми, а также теми, кто не может приехать на встречу из удаленных районов или в силу занятости.

«В целом наши предложения позволят значительно повысить эффективность работы госорганов с обращениями граждан и способствовать реализации конституционных прав. А в конечном итоге это будет способствовать повышению качества жизни людей в Беларуси», — резюмировал Владимир Ковалкин.