Фото pxhere.com

Споры, которые возникают между партнерами по бизнесу, можно разрешить в досудебном порядке.

О том, как правильно это сделать, Naviny.by рассказывает юрист судебной практики фирмы Legaltax Александра Третьяк.

Белорусский закон предлагает конкретный способ, как решить спор мирно. Он довольно подробно изложен в приложении к Хозяйственному процессуальному кодексу.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, бизнесмену нужно составить и отправить партнеру-должнику претензию — письменное предложение решить спор в досудебном порядке.

Помните: если будет установлено, что обязательный досудебный порядок не соблюден, суд оставит иск без рассмотрения.

Вместе с тем направлять претензию должнику иногда вовсе необязательно. Такие случаи перечислены в пункте 11 постановления пленума Высшего хозяйственного суда № 6 от 27 мая 2011 года.

Примеры. Решать спор до суда необязательно, когда стороной спора выступает организация, которая не является юридическим лицом, или когда договор предусматривает отказ от досудебного порядка урегулирования спора.

 

Как составить претензию?

Хотя претензия готовится в произвольной форме, этот документ должен обязательно включать:

- фамилию, собственное имя, отчество (наименование) заявителя и получателя претензии, их место жительства или место нахождения;

- дату предъявления претензии;

- обстоятельства, на основании которых предъявляется претензия;

- доказательства в подтверждение этих обстоятельств;

- требования заявителя со ссылкой на законы;

- сумму претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

- банковские реквизиты заявителя.

Кроме того, следует приложить копии документов, которые подтверждают требования заявителя и которых нет у получателя претензии.

В претензии должны быть изложены все требования кредитора к должнику. Если последний получит претензию, но не согласится, например, выплатить долги, рассматривать эти требования будет уже суд.

 

Как отправить претензию?

Претензия, как и ответ на нее, направляется заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.

Если спор не будет решен миром и придется обращаться в суд, это уведомление нужно приложить к иску как доказательство того, что требование соблюсти досудебный порядок урегулирования спора выполнено.

Если же предприниматель потерял уведомление, к исковому заявлению он может приложить заверенную сотрудниками «Белпочты» распечатку с их сайта, из которой будет виден «путь» претензии, и добавить к иску соответствующую почтовую квитанцию.

 

Как не нарушить закон?

Есть два случая, когда суд может признать, что соблюдение претензионного порядка было нарушено при отправке претензии.

Во-первых, это произойдет, если претензию выслали не по месту нахождения должника.

Во-вторых, если для отправки был выбран способ, не предусмотренный законом или договором.

Во втором случае бизнесмен может повернуть дело в свою сторону, если докажет, что должник все же получил претензию.

Пример. Предприниматель направил претензию по электронной почте, хотя в договоре такой способ отправки предусмотрен не был. Тем не менее, ответ он получил — этот факт поможет ему доказать соблюдение досудебного урегулирования спора.

 

Сколько времени дано должнику?

По закону должник должен изучить претензию в течение месяца после того, как получит ее.

Пример. Бизнесмен в самой претензии требует, чтобы должник рассмотрел ее за 14 дней. Если после того, как пройдут 14 дней, а не месяц, он предъявит иск, суд оставит этот иск без движения.

Более того, суд потребует, чтобы истец доказал, что он получил или не получил ответ на претензию. И если истец не сделает этого, суд вернет ему заявление.

Вместе с тем иной срок рассмотрения претензии может быть установлен законом или договором.

Если должник полностью или частично отклоняет претензию, он должен обосновать это в своем ответе. То есть отказ должен быть мотивирован и подтвержден соответствующими доказательствами, в том числе копиями документов.

 

Как выбрать другой досудебный порядок?

Стороны могут установить в договоре иной досудебный порядок, чем в законодательстве, к примеру.

1. Уменьшить срок рассмотрения претензии

Если в договоре оговорен 10-дневный срок для рассмотрения претензии, то ждать, пока истечет месячный срок, выделенный на это законом, не нужно. И если ответ не будет получен в течение 10 дней, можно смело обращаться в суд с иском.

2. Определить способ предъявления претензии

В договоре можно предусмотреть условие о том, что претензия будет направлена посредством электронной почты. В таком случае нужно указать e-mail, на который она будет выслана.

3. Установить другой, не претензионный, досудебный порядок урегулирования спора

Можно установить в договоре, что в случае возникновения спора его нужно решать путем переговоров или обращения к медиатору.

4. Отказаться от досудебного порядка урегулирования спора

Договор может содержать условие о том, что претензионный порядок не применяется к определенным спорам или вообще всем спорам, которые вытекают из этого договора.

 

Досудебное решение спора, в том числе путем составления претензии, помогает бизнесменам сохранить не только партнерские отношения, но и саму возможность дальнейшего сотрудничества.

Более того, это самый быстрый способ уладить конфликт, который вдобавок не требует дополнительных материальных затрат. Например, уплаты государственной пошлины.

Но чтобы урегулировать спор в досудебном порядке, обе стороны должны проявить готовность к переговорам, а должник — показать, что он может и желает исполнить обязательство.

 

Алгоритм действий, который поможет вам взыскать долг через суд, — в нашем следующем материале.