2019 год стал для Беларуси годом многоуровневого провала в экономике. Такой вывод сделал научно-исследовательский центр Мизеса аналитического центра «Стратегия», подводя традиционные итоги года.

В целом, по мнению независимых экономистов, 2019 год был вялой, скучной копией предыдущих лет.

«Президент и правительство приняли задачи, в выполнение которым сами особо не верили. Рутинно проходили многочисленные заседания и совещания. По шаблону обсуждались и принимались нормативные акты. Прозаично и монотонно работала исполнительная, контрольная и правоохранительная вертикаль», — констатируют аналитики.

При этом, по их мнению, стало очевидно, что белорусская экономика в пятой пятилетке (2016-2020 гг.) не догонит по темпам роста среднемировые.

«Номенклатурное начальство не сформулировало запрос начать системные, структурные реформы сверху. Низы были слишком запуганы и подавлены, чтобы проявлять инициативу», — констатируют независимые экономисты.

По их мнению, правительство направило очень большую долю времени, интеллектуальных ресурсов на переговоры по 31-й дорожной карте интеграции с Россией, пустив на самотек экономические процессы в стране.

Как отмечают экономисты, синергия провалов серьезно ослабила институты государственности.

Основными провалами 2019 года, по их мнению, стали: провал обеспечения экономического роста, погружение страны в стагнацию; управленческий провал как на уровне госуправления, так и в нереформированном секторе государственных предприятий; провал в улучшении финансовой и платежной дисциплины; провал диверсификации торговли; провал обеспечения благоприятного режима торговли и взаимодействия с Россией; провал ликвидации всех льгот и преференций, института номенклатурных фаворитов в бизнесе; провал в адаптации налоговой системы к императиву повышения конкурентоспособности за счет снижения налоговых и регуляторных издержек; провал в проведении даже малой приватизации; провал системы образования адаптироваться к требованию современного рынка труда и к новому информационному, аналитическому контексту, в котором живет молодежь; провал в реформировании системы здравоохранения после скандального «Минздравгейта».

Научно-исследовательский центр Мизеса аналитического центра «Стратегия» также обнародовал традиционные итоги социально-экономического развития Беларуси за год в 16 номинациях.

Так, по мнению экспертов, в номинации «Лучший орган государственного управления 2019 года» победил Нацбанк.

Такой оценки регулятор финансового рынка удостоился за деятельность по снижению инфляции, стабилизации цен; последовательную курсовую политику; способность адекватно и инклюзивно общаться с экспертным и бизнес сообществом; вклад в формирование доверия к макроэкономической политике; противодействие инфляционным, подрывающим доверие к национальной валюте действиям.

Худшим органом госуправления признан Совет министров — «за неспособность выработать и принять адекватные меры для обеспечения экономического роста; неадекватное распределение человеческих, профессиональных, временных ресурсов между решением внутренних проблем и внешними переговорами; игнорирование основных требований и рекомендаций бизнеса, экспертного и международного сообщества в сфере налогообложения и укрепления института частной собственности; имитацию структурных реформ при нарастании проблем в финансовой сфере; неспособность выработки адекватного ответа на фискальные вызовы; неспособность выстроить эффективную систему управления коммерческими активами.

Скандалом года признана ситуация с поставками грязной нефти в Беларусь из России и громкими требованиями властей Беларуси получить более 1 млрд долларов компенсации. Однако, обращают внимание аналитики, до конца 2019 года даже не были предъявлены официальные, документально подтвержденные претензии к России.

«Цитатой 2019 года» признано декабрьское высказывание премьер-министра Сергея Румаса: «Традиционная экономика практически исчерпала свои резервы роста, а дальнейшее развитие возможно только при создании новых производств, в том числе с привлечением иностранных инвесторов».