Михаил ПАСТУХОВ Михаил ПАСТУХОВ

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

Публичное признание бывшего бойца СОБРа Юрия Гаравского о деятельности в Беларуси так называемого «эскадрона смерти» ставит в повестку дня вопрос об ответственности главы государства.

Какую ответственность и в каким порядке несет глава государства по законодательству Республики Беларусь?

 

По Конституции образца 1996 года

В новой редакции Конституции, введенной в действие по итогам ноябрьского референдума 1996 г., порядок привлечения президента к ответственности чрезвычайно затруднен.

Так, согласно ч. 2 ст. 88 Конституции, президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики.

Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Тем самым, решение вопроса об ответственности президента поставлено в прямую зависимость от усмотрения депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, к подбору которых глава государства имеет непосредственное отношение. Там все «свои», которые, по логике, не должны сдать «президента» ни при каких обстоятельствах.

Следовательно, пока сохраняется нынешняя система власти глава государства может быть в относительной безопасности. Действующая Конституция и иное законодательство гарантируют его неприкосновенность.

 

По Конституции 1994 года

В соответствии со ст. 104 Конституции 1994 г. предусматривается возможность смещения президента с должности «…в случае нарушения Конституции или совершения им преступления…». Решение по этому вопросу принимается квалифицированным большинством голосов (2/3) от избранных депутатов.

В ч. 2 ст. 104 Конституции закреплялась процедура постановки вопроса об импичменте (отрешения от должности) президента. Для этого требовалось сформировать инициативную группу депутатов (не менее 70 человек). Группа могла обратиться в Конституционный суд, если речь шла о нарушении президентом Конституции, или потребовать создать специальную комиссию Верховного Совета, если президент обвинялся в совершении преступления.

Как известно, перед ноябрьским референдумом 1996 г. группа депутатов Верховного Совета 13-го созыва обратилась в Конституционный суд с предложением дать заключение о нарушении Александро Лукашенко Конституции. Однако в силу ряда причин Конституционный суд не смог принять решение по данному вопросу, а после объявления итогов референдума прекратил начатое дело (см.: М.Пастухов. Неудавшееся дело об импичменте стало точкой невозврата к демократии).

Очевидно, что в Конституции 1994 г. предусматривались более широкие возможности отрешения президента от должности (даже за единичное нарушение Конституции и причастность к совершению любого преступления). Однако порядок решения этого вопроса был все-таки сложным. При этом президент вполне мог вмешаться в процесс решения вопроса и оказать воздействия на его участников (в полной мере это проявилось по делу об импичменте 1996 года).

 

Выход из положения

Казалось бы, президент по действующему законодательству остается неподсудным лицом. Тем не менее, выход имеется.

Если исходить из того, что референдумы 1995, 1996 и 2004 гг. были незаконными и нелегитимными, то мы автоматически возвращаемся в рамки Конституции 1994 года и прежнего законодательства. Как следствие, действующий глава государства утрачивает статус президента и становится гражданином, на которого распространяется законодательство того времени.

Для этого надо лишь восстановить действие Конституции 1994 года. В соответствии со ст. 3 Конституции такое решение может принять представительный орган народа, например, Всебелорусское собрание.

Главным фактором является то, что Конституция 1994 года остается законной и легитимной. На ее базе можно строить новую систему органов власти. Основным из этих органов является парламент — Верховный Совет Республики Беларусь. Для его формирования следует назначить дату выборов, создать новые избирательные комиссии и определить правила выборов.

Вновь избранный Верховный Совет Республики Беларусь может внести необходимые поправки в Конституцию, в том числе решить вопрос о сохранении, модернизации или упразднении должности президента.

 

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».







X