Компания белорусского бизнесмена Николая Воробья «БелКазТранс» получила полный контроль над транзитными перевозками угля через Беларусь. Эту информацию подтвердили источники на рынке и в самой фирме.

Николай Воробей. Фото TUT.by

«Эта система была установлена не Белорусской железной дорогой. Эта система построена для того, чтобы со стороны Российской Федерации контролировать все эти перевозки. В России согласовывают планы по перевозкам только в том случае, если указан экспедитор по Беларуси “БелКазТранс”. Сейчас весь транзит угля без захода на таможенную территорию Беларуси едет через эту чудную логистическую компанию. Это уже два месяца так», — сказал Naviny.by управляющий одной из трейдинговых компаний.

Еще один источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что транзитные поставки угля идут через «БелКазТранс» с октября этого года. По его словам, даже Белорусская железная дорога не может привезти сама себе уголь.

 

Контроль над транзитом

В «БелКазТранс» подтвердили, что с октября этого года весь транзит угля через Беларусь идет только через них. Компания является посредником между поставщиками и Белорусской железной дорогой.

«Это сделано, чтобы упорядочить работу, чтобы груз не шел хаотично, чтобы лишнее никто не возил, чтобы нигде ничего не стояло, не было скоплений вагонов. Мы просто регулируем этот процесс. Мы не имеем отношение к продажам и квотам. Мы просто являемся уникальным экспедитором по Республике Беларусь», — рассказал Naviny.by директор «БелКазТранс» Сергей Сакович, который раньше работал начальником центра управления перевозками службы перевозок БЖД.

По его словам, тем же российским, украинским или польским компаниям проще заплатить деньги экспедитору, который имеет прямой договор с БЖД и может урегулировать все вопросы. За свои услуги «БелКазТранс» устанавливает комиссию меньше одного процента.

«Мы являемся посредником между клиентурой и Белорусской железной дорогой. То есть, мы получаем от клиентов деньги, отдаем их на счет Белорусской железной дороге и устанавливаем свою комиссию на эту функцию. Наши проценты вообще низкие. Для предприятий, которые потребляют уголь в республике, мы вообще возим по себестоимости. Мы почти в ноль везем», — сказал руководитель компании.

Как следует из описания, размещенного в газете «Транспортный вестник», компания была основана в октябре 2010 года для обеспечения транспортного коридора между Беларусью и Казахстаном. Сейчас она является «одним из наиболее крупных перевозчиков энергоносителей из стран СНГ в ближнее и дальнее зарубежье и оказывает услуги по транспортной логистике в сфере перевозок железнодорожным транспортом по территории стран СНГ, включая страны Балтии, а также порты Черноморского бассейна».

Офис «БелКазТранс» расположен в Минске. Согласно выписке из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР),стопроцентным владельцем компании является белорусский бизнесмен Николай Воробей.

 

Кто такой Николай Воробей и чем он занимается?

Он входит в двадцатку самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси. Среди его активов — «Абсолютбанк» и охотничье хозяйство «Красный бор». Бизнесмен давно занимается торговлей нефтепродуктами. Его компания «Нефтебитумный завод» была замечена в серых схемах с поставками мазута, нафты и вакуумного газойля из России.

Партнерами по бизнесу Николая Воробья являются влиятельные белорусские бизнесмены Алексей Олексин и Александр Зайцев. Вместе они строят большой логистический комплекс «Бремино-Орша» в одноименной особой экономической зоне. Эти три бизнесмена близки к старшему сыну белорусского президента Виктору Лукашенко.

В Украине Николай Воробей является основным владельцем нефтепродуктопровода «Прикарпатзападтранс», по которому идут поставки российского и белорусского дизельного топлива в Украину. Этот бизнес также связывают с украинским политиком Виктором Медведчуком, которого называют кумом Владимира Путина. В сентябре этого года Виктор Медведчук получил 2,3 млн гривен от белорусского «Абсолютбанка» в качестве гонорара.

Недавно Николай Воробей стал поставщиком российского угля в Украину. С июня этого года такие поставки осуществляются только по специальному разрешению Министерства экономического развития России.

Как собщило российское издание РБК, связанная с белорусским бизнесменом компания NT Marine из Эстонии получила квоты на поставку в декабре более 600 тысяч тонн коксующегося и энергетического угля, что составляет чуть меньше 50% от всех поставок на текущий месяц. В списке квот на ноябрь NT Marine не фигурировала.

Как рассказал Naviny.by председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, Николай Воробей и раньше поставлял российский уголь в Украину, но через другие компании.

«В декабре и январе он усилит объем поставок угля в Украину. Если цена на станции потребителя угля составляет 85-95 долларов за тонну, то он еще 10 долларов будет добавлять. Это их дополнительный заработок. Мы его оцениваем как белорусского энергетического олигарха, потому что через старшего сына вашего президента он имеет связи и поддержку», — рассказал Михаил Волынец.

По данным Белстата, за десять месяцев этого года из Беларуси в Украину было поставлено 2,5 млн тонн каменного угля на 189,85 млн долларов. За год в физическом и денежном выражении поставки выросли в десять раз.