Отношения Натальи Кураковой со своими учениками иначе как химией не назовешь. Даже спустя годы после окончания гимназии многие из них регулярно навещают своего учителя, чтобы вместе поставить химические опыты или просто поговорить о жизни. Свидетелями этому стали корреспонденты агентства «Минск-Новости», побывавшие в гимназии № 29, где Н. Куракова, «Отличник образования Беларуси», лауреат премии спецфонда Президента Республики Беларусь, в нынешнем году удостоенная почетного звания «Минчанин года», работает учителем химии.

В кабинете у Н. Кураковой приятная суета. Идет подготовка к проведению опытов. Ее помощницы — две сестрички-студентки Щербаковы, которые пришли в гости к своему бывшему наставнику. Девушки надевают белоснежные халаты, выносят из лаборантской пробирки и реактивы и в предвкушении потирают руки. Им страсть как хочется похимичить.

— Большая радость заходить в этот кабинет, — говорит старшая, Валентина. Она уже на 4-м курсе химфака БГУ.

— И у меня ностальгия, — замечает младшая, Александра, которая окончила школу в нынешнем году и поступила на этот же факультет вслед за сестрой.

Обе планируют в будущем заниматься наукой, все благодаря Наталье Валентиновне: целыми поколениями ее ученики влюбляются в химию.

— Мы нисколько не разочаровались в своем профессиональном выборе, — рассказывает Саша. — Знаете, как Наталья Валентиновна ведет урок? Она всегда слова подбирает так, что понятна любая тема. А тем, кто заинтересовался пройденным, дает индивидуальное задание.

— Каждый год готовит победителей олимпиад, — продолжает Валя. — Они у нее просто потоком идут. Наталья Валентиновна поддерживает строгую дисциплину в классе. Это способствует знаниям — ты ни на что не отвлекаешься. Но наши лабораторные работы всегда проходили очень весело: мы по-настоящему, как химики, работали с веществами, зажигали спиртовки. Изучали школьный предмет на ощупь. Это очень важно.

Девушка высыпает на керамическую плитку ярко-оранжевый порошок. Сейчас мы увидим зрелищный опыт — вулканчик из бихромата аммония и магния. Горку веществ поджигают — и действительно начинает действовать вулкан в миниатюре. В результате реакции образуется оксид хрома, который используют при натирании металлических предметов до блеска.

— Этот опыт показываю ребятам в 7-м классе. В нем отчетливо видны многие признаки химических реакций: выделение тепла, света, газа, появление запаха и изменение цвета, — поясняет учитель. — Сегодня детям нужно зрелище. Правда, в учебной программе опыту отводится немного места. Из школьных лаборантских исчезли многие реактивы, остались самые примитивные. Но с другой стороны, это необходимые меры для безопасности детей. Например, сернистый газ вызывает аллергические реакции.

— Так скоро и химиков не останется! — в шутку замечаем мы.

— Вот! — заулыбалась учитель. — Поэтому все практические работы, которые есть в программе, дети проводят своими руками. У меня здесь нет формализма. Например, они получают опытным путем этилен, изучают его свойства, фотографируются в процессе, а потом эти снимки вставляют в выпускной альбом, представляете?!

Но мы отвлеклись. Взглянули на стол, за которым продолжают химичить сестрички, и ахнули: из высокой тонкой колбы медленно поднимается столб багряной пены, которая быстро меняет цвет на желтый, разрастается и стекает, как снежная лавина. Всего лишь смешали жидкое моющее средство, бихромат калия и перекись водорода. А дальше — волшебство.

— Зачем изучать химию? Чтобы ответственно относиться к тому, что нас окружает, и не стать жертвой шарлатанов, — рассуждает Валя. — Например, нам пытаются продать чудодейственные фильтры для воды. Человек, усвоивший школьный курс химии, поймет, в чем подвох. Вот демонстрируют опыт: в стакан воды опускают два электрода, включают ток — и жидкость становится коричневой. Продавец восклицает: «Посмотрите, что вы пьете!» Пропускает воду через фильтр и повторяет эксперимент — жидкость остается чистой. Но на самом деле такая очистка удаляет все соли, даже полезные. Вода становится мертвой.

Педагогическая поэма

Звучит звонок на перемену. Ребята покидают класс, а мы остаемся наедине с учителем. Наталья Куракова рассказывает о своей работе и признается в любви к химии.

— Для учителя главное — увлечь ребят своим предметом. Преподаю уже 35 лет, я выпускница химического факультета БГУ. За эти годы было много различных профессиональных наград. Но главная — это мои ученики, которые и после окончания школы приходят ко мне. На днях один из бывших воспитанников опубликовал в социальных сетях мое фото с церемонии награждения званием «Минчанин года». И отозвались буквально все, даже те, кто получил аттестат 20 лет назад. Такие приятные слова писали! Вспоминали, как вместе в походы ходили, благодарили за то, что воспитала их добрыми, отзывчивыми людьми. Помню, как однажды пришел поздравить меня с днем рождения Василий Грень. Это мой первый юный химик-олимпиадник, с которым покорили не одну интеллектуальную вершину. После школы он тоже окончил химфак БГУ, работал в Академии наук, а теперь у него свой бизнес, связанный с разработками в химии и программировании. Это редкое сочетание. Так вот Вася скромно спрятал под клавиатуру моего компьютера письмо. А когда уходил, попросил, чтобы я его прочитала. Я расплакалась: он так тепло меня вспоминал, я для него была как вторая мама.

Дети вспоминают не занятия, а веселые походы. Мой первый класс — одаренные дети-физики. Они попали сюда со всего города, многие — победители международных и республиканских конкурсов. Я была у них классным руководителем с 9-го по 11-й класс. Каждый — звезда, индивидуальность. Думала, как их сплотить, чтобы они стали по-настоящему дружным коллективом. Стали ходить в походы, да с ночевкой. Парни — молодцы: дрова рубили, мангалы и палатки ставили. Девчонки практически отдыхали. В 11-м классе везу их в Оршу, я оттуда родом. Остановились на берегу Днепра в туристическом домике. Буквально на часик отлучилась проведать родителей. Возвращаюсь, а они общаются, смеются. Понимаете, они все — победители турниров высокого уровня, интеллектуалы. И так здорово было их видеть во время такого неформального времяпрепровождения. Потом у нас была экскурсия по городу. А ночью я глаз не сомкнула! Мои старшеклассники никак улечься не могли, все тусовались, как они говорят. Но зато спустя десяток лет вспоминают Оршу, каждое мгновение той поездки. Они не только учились, зубрили — они умели отдыхать. Это самое главное для детей.

У современных ребят другое мировоззрение. Мой нынешний класс — сборный, профильный. Ребята так и держатся своими группами, как в прежних коллективах. И воодушевить их походом сегодня очень сложно. Они — в гаджетах, у них поменялось мировоззрение. Закрыты в себе, могут часами сидеть и готовиться к поступлению, все остальное их не интересует. Но я не сдаюсь: уже вместе обсуждаем, в какую поездку отправимся на каникулах. Новое поколение — другое. И учителю это нужно учитывать в своей работе. Говорить с ними только на равных. Любые авторитарные проявления ребята воспринимают в штыки. И я прошла через это. Прошу сделать презентацию, проводим опыты вместе, коллегиально все обсуждая. Это сотрудничество. Но все же химии без мела быть не может. То есть и к доске их вызывать надо, и заставлять трудиться. Подростки считают, что химия им не нужна. Выбрали для поступления в вуз два–три предмета, их и штудируют. Поэтому приходится объяснять: знания пригодятся в жизни. Тогда приносят на урок продукты, которые любят. Разбираем, какие в них пищевые добавки, что скрыто за многочисленными «Е» в составе. Это детей цепляет.

Учительство — это хобби. Для меня это не только профессия. Душой отдыхаю вместе с теми, кому нужна химия. По субботам в гимназии у нас неформальный кружок по интересам: приходят мои выпускники-студенты, нынешние школьники. Разговариваем на любые темы, проводим опыты, отмечаем дни рождения, обсуждаем новости науки. Каждая такая суббота — отдушина, ее энергия меня питает и стимулирует в работе. Но чтобы готовить олимпиадников и победителей научно-практических конференций, ты сам должен быть в тонусе. Приходится перелопачивать море информации, вечера проводить за научными книгами, статьями в Интернете, решать задачи. А потом объяснять это ученику. Но я занимаюсь этим с увлечением.

Фото Тамары Хамицевич