Как живет и творит ведущий мастер сцены Театра-студии киноактера Владимир Грицевский, узнавала корреспондент «Минск-Новости».

Не зная броду

Родился В. Грицевский в городе Барановичи в простой семье, не имевшей отношения к искусству. В школе сочинял стихи и декламировал их со сцены. Но поступать решил в только открывшийся радиотехнический институт. После первой неудачной попытки была вторая, тоже безуспешная. И парень пошел работать слесарем по ремонту прядильных машин на хлопчатобумажную фабрику. Увлекся в это время самодеятельностью.

Владимир не думал, что скоро окажется среди студентов ВГИКа. Поступил в культпросветучилище, которое находилось в Гродно. А потом увидел объявление, что идет набор студентов, желающих стать актерами. Подумал, почему бы не попробовать. Первый этап он прошел в полной уверенности, что поступает в театральный институт в Минск.

— Оказалось, студентов искал ВГИК. На «Беларусьфильм» приехала комиссия из Москвы. Отсмотрев нас, сказали, что мы уже практически студенты, осталось сдать общеобразовательные предметы. И когда я дошел до конца, вспомнил: документы в Гродно. В училище отдавать их не хотели. Мой педагог Михаил Калачик крепко повздорил с директором, но забрал бумаги. До сих пор благодарен ему, — вспоминает актер.

Великолепная шестерка

Покорять Москву Владимир поехал вместе с теми, с кем подружился в Минске. Вскоре их имена замелькают в фильмах чуть ли не всех киностудий страны. Когда откроется Театр-студия киноактера, они будут блистать на его сцене. Это Петр Юрченков-старший, Светлана Мордачева, Светлана Суховей, Александр Беспалый, Гоша Сичкарь. Им посчастливилось учиться у великолепного мастера Игоря Таланкина.

— На первом занятии он буквально на 2-й минуте спросил: «Зачем вы сюда поступили?» Мы: «Творить искусство!» А он: «Да в кино уже переснимали всех московских кошек и собак, и вы туда лезете. Вы пришли не за славой, а работать!» Учеба нашей режиссерско-актерской группы была очень насыщенной: все время играли, каждую неделю что-то сдавали, занимались танцами, фехтованием, конным спортом. Как мы тогда завидовали курсам других мастеров! — улыбается собеседник.

Быть или не быть

Грицевский помнит, как зарождался Театр-студия киноактера, который в следующем году отметит свое 40-летие, какие усилия прилагали актеры «Беларусьфильма» для его создания.

— Мы хотели сделать что-то, чтобы заявить о себе. Тогда режиссер Валерий Анисенко обратился в Дом кино. В одном из помещений Красного костела, а именно там размещалось это учреждение, он поставил спектакль по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Отыграли пару раз с минимальным количеством декораций. На этом всё закончилось. Но мы не могли смириться и пошли на прием к Петру Машерову. Он идею поддержал. Нам выделили сцену кинотеатра «Москва», достроили гримерки. А что играть? Валерий Анисенко решил сделать спектакль «Вся его жизнь» по мотивам киноповести «Коммунист» Е. Габриловича. Это была проба пера. Денег особо не было, поэтому единственной декорацией стали ворота из строительных лесов, — рассказывает актер.

30 марта 1980 года состоялась премьера, которой ознаменовалось рождение Театра-студии киноактера.

Творческий дуэт

Грицевский верен родному театру. Здесь он стал не только актером, но и режиссером. Вместе с заслуженным артистом Республики Беларусь Александром Беспалым они поставили спектакли «Фантазии по Гоголю», «Тэатр купца Япішкіна», «Поле битвы», «Навечно в памяти», «Похищение Елены».

По мнению актера, материал и стиль постановок раньше были совсем другими.

— Сейчас почти все брошено на развлечение зрителя, сплошь комедии положений. Одно время мне было так тяжело играть, постоянно думал: а что сказал на это Таланкин? Хочется, чтобы постановки были разумные, со смыслом, — сетует актер.

Но при этом его персонажи, созданные в новых спектаклях театра, также дороги зрителям. На особом месте две роли: Городулин («Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты») и Гаук («Средство Макропулоса»). Обе пьесы, выдержавшие испытание временем, давно в театре причислены к классическим.

Электронике — да, компьютеру — нет

Грицевский вспоминает, как в Москве на съемках увидел коробочку с надписью «Сделай сам». А в ней детали, чтобы собрать компьютер. Он говорит, что всегда любил электронику.

— И мой сын увлекается этим, я его научил таким глупостям (улыбается). Вместе собрали и поняли, что можем играть в электронные игры. А еще я стал одним из первых счастливых обладателей видеомагнитофона среди знакомых. Стоил он тогда дороже «Запорожца», — вспоминает актер.

— Сильно отстаю, но делаю это нарочно. Считаю, бесконечная переписка в мессенджерах — пустая трата времени. Она настолько раскрепостила людей, что они порой не понимают, что и зачем пишут. Без компьютера мы уже не сможем: живем в виртуальной реальности. И это страшно — люди могут потерять душу. Компьютер — хороший помощник для работы, там много информации, но он отнимает возможность думать. Поэтому переживаю за сегодняшнюю молодежь, — признается мастер сцены.

Надежный тыл

С будущей женой Грицевский познакомился на хлопчатобумажной фабрике. Предприятие только открылось, хлынули работницы со всего Союза, даже из Иваново, но Владимиру приглянулась девушка из родных Барановичей. Вместе без малого полвека.

— Не жалуюсь на семейную жизнь. Воспитали сына, радуемся внукам. Сын очень хотел быть актером и после окончания машиностроительного колледжа рванул в институт культуры. Я не возражал. Он много снимался в кино. И нас часто путали: он тоже Владимир Грицевский. Потом интерес угас. Теперь работает в технической сфере, — делится актер.

Как сложится судьба третьего Владимира Грицевского — внука, пока неизвестно. А несколько лет назад на свет появилась и внучка Настенька.

Справочно

Владимир Грицевский — член Белорусского союза кинематографистов, Белорусской гильдии актеров кино. В 2011 году ему присвоено звание «Заслуженный артист Республики Беларусь».

Фото предоставлены Театром-студией киноактера