Главный инженер «Минскпроекта» Михаил Харламов – о необычном хобби и работе над знаковыми объектами - Общество на N1.BY

О необычном хобби, работе над знаковыми объектами и сложностями, с которыми сталкиваются специалисты-проектировщики, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал главный инженер УП «Минскпроект» Михаил Харламов.

М. Харламова можно считать представителем маленькой династии: отец, старший брат, а теперь и сын тоже инженеры-строители. Но сам Михаил рассказывает, что попал в профессию не благодаря, а вопреки.

Хобби строить и жить помогает



— В школьном возрасте у меня было другое увлечение. Когда-то у брата в учебнике астрономии обратил внимание на необычное изображение — туманность Андромеды — и захотел увидеть такое чудо собственными глазами. С этого и началось. Занимался в кружке при планетарии, ездил на слет юных астрономов. Всерьез мечтал об этой профессии, но в Минске не было возможности получить высшее образование по такому профилю, в Москву же ехать не рискнул. В строители пошел, чтобы доказать родителям, что и это могу. Чем я хуже старшего брата, окончившего БПИ?



Кстати, детское увлечение астрономией переросло во взрослое хобби. На даче Михаил Александрович создал собственную небольшую обсерваторию. Ее оборудование, включая открывающийся купол, синхронизированный с телескопом, и сам телескоп управляются компьютером. Всё, кроме оптики, разработано и сделано руками хозяина. Теперь он может не только наблюдать, но и фотографировать небесные объекты. Снимки получаются оригинальные.

Чем сложнее, тем круче

Самым плодотворным в профессиональном плане Михаил считает период с 2009 года. Именно тогда в «Минскпроекте» довелось работать над знаковыми объектами: реконструкцией Белгосцирка, Национального аэропорта, стадиона «Динамо».



Про аэропорт собеседник вспоминает, что с виду простой объект на деле оказался технически очень сложным. Обсуждались разные варианты его модернизации, на каком-то этапе речь шла даже о демонтаже частей существующей подъездной эстакады. Одной из самых больших проблем были глубокие фундаменты существующего строения. Чтобы их усилить и возвести новые, пришлось в стесненных условиях использовать особую мини-технику. И всё это в обстановке действующего аэропорта.

Но по сложности ничто не превзошло стадион «Динамо». Над разработкой технических решений трудилось более половины специалистов «Минскпроекта». В разговоре с Харламовым мы затронули лишь одну деталь — осветительные мачты, которые фактически создали новый образ спортивного объекта. Чтобы построить такие необычные конструкции с большим углом наклона, специалисты «Минскпроекта» самостоятельно рассчитали всевозможные нагрузки: ветер, гололед, снег. А вот чтобы проверить правильность расчетов, из Брестского государственного технического университета привлекали ученого Вячеслава Драгана, единственного, кто согласился выполнить такую задачу. «Главгосстройэкспертиза» совместно со специалистами «Белпроектстальконструкции» оценивали этот раздел проекта.

Кстати, осветительные мачты внутри напоминают нечто вроде маяка — снизу вверх идет лестница, по которой при необходимости можно подняться.

— Довелось взобраться наверх зимой в мороз и снег. Впечатлился. Снизу конструкции кажутся не слишком большими, на деле же на высоте 65 метров ощущения другие, — рассказывает собеседник.

— Какие задачи вам приходится решать теперь как главному инженеру института?

— Определять техническую политику предприятия, это если совсем кратко. На деле возникает много ежедневных оперативных вопросов.

Фактически главный инженер — второе лицо на предприятии, где работают более 500 сотрудников. Большая организация — большие заботы.

В поисках лекарства

В разговоре мы коснулись проблем всей проектной отрасли — невысокая зарплата специалистов и, как следствие, отток квалифицированных кадров, который не обошел и «Минскпроект». Особенно сложным в этом плане оказались 2016–2017 годы. Почему молодежь приходит из вуза, набирается опыта, а затем отдает предпочтение работе в частных организациях?

Нередко наше предприятие разрабатывает проекты уникальных объектов в сжатые сроки, что требует определенных усилий и квалификации. Возможно, некоторые сотрудники не готовы к таким трудностям. Еще одна проблемная тема — существующая практика выбора генпроектировщика на торгах. На мой взгляд, она неоптимальная. Торги ввели для оптимизации цены и ухода от коррупции, но подобная система часто приводит к демпинговому снижению цены некоторыми участниками (как правило, мелкими фирмами, не всегда способными на деле выполнить нужную работу). Да и начальная стоимость проекта формируется заказчиком непрозрачно. Мы не видим, из чего она складывается. Но чтобы загрузить коллектив работой, приходится играть по таким правилам.

Сегодня, как говорит собеседник, все же наметилась определенная стабилизация на предприятии. В последнее время зарплата в организации выросла, текучести кадров нет, приглашаются высококвалифицированные специалисты.

Проекты на старте

Какие знаковые объекты будет разрабатывать «Минскпроект» в ближайшее время?

Это Национальный выставочный центр, который разместится у МКАД рядом с ТРЦ «Экспобел». Сейчас идет поиск образа, подготовлено много эскизных вариантов, но окончательный еще не выбран. Комплекс общей площадью около 35 000 м² помимо выставочных залов будет иметь также административную часть и многоуровневый паркинг.

Предстоит разработать проект Детского технопарка. Его планируют возвести на месте долгостроя возле 15-го корпуса БНТУ.

Блиц-опрос

— Какие места в городе вам особенно нравятся?

— Центр, проспекты Независимости и Победителей, благоустроенная зеленая зона водохранилища Дрозды в районе Веснинки, Слепянский канал в Зеленом Луге, гребной канал для слалома за МКАД, который я со школьных лет знаю.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает Минску?

— Бассейнов, а еще центров технического творчества для детей. Чтобы вырастить инженера, нужно заинтересовать человека этой профессией с детства. Пацаны должны понимать, например, как устроен двигатель внутреннего сгорания, как нарезать резьбу, как работать с различными инструментами, а также пробовать сделать что-нибудь собственными руками.

— Отдыхаете активно?

— Кошу траву на даче, катаюсь на машине. Часто с женой или друзьями в выходной день выезжаем куда-то в регион посмотреть новые места, побыть на природе. Обычно такие поездки организуем без ночевки. У нас две собаки, поэтому надолго их не оставишь.

— Питомцы какой породы?

— Йоркширские терьеры.

— Почему сразу два?

— Я подарил жене щенка, но спустя какое-то время собака признала меня «вожаком стаи». В результате появился еще один питомец, чтобы никому не было обидно.

— Со спортом дружите?

— В молодости занимался плаванием. Этот вид и сейчас в приоритете.

Справочно

М. Харламов с отличием окончил строительный факультет Белорусского политехнического института (ныне БНТУ) по специальности «промышленное и гражданское строительство», работал в «Белоргснабпроекте», «Творческой мастерской архитектора Школьникова Б. Э.», «Белпроекте», «Минскпроекте», куда пришел на должность главного инженера проектов. С 2017 года — главный инженер института. В его профессиональной копилке — работа над проектами реконструкции Белгосцирка, Национального аэропорта, стадиона «Динамо», центра олимпийской подготовки по художественной гимнастике, павильона временного питания спортсменов II Европейских игр, посольства Туркменистана, гостиницы «Пекин» и других объектов.

Фото Ирины Малиновской







X