Любой автомобиль без крыши – очень социальный вид личного транспорта, но миниатюрный Smart Fortwo Cabrio – квинтэссенция этой социальности. Заговорить с владельцем большого люксового кабриолета решится далеко не каждый, но «игрушечный» и дружелюбный Smart никаких фобий не вызывает: побеседовать с его водителем готов каждый интересующийся автомобилями. Если обычные Smart Fortwo в расцветке каршеринга на улицах Москвы уже более-менее примелькались, то Smart без крыши – эксклюзив и привлекает всеобщее внимание: «Какой забавный!», «А удобно ездить на таком маленьком автомобильчике?», «Ой, а он электрический?»

Таки да: изначально Smart (хотя такого названия у него еще не было) задумывался как электромобиль! Таким его придумал великий швейцарский предприниматель, основатель Swatch Group Николас Хайек. Хайек, математик и актуарий по первой профессии и инженер-металлург по второй, сделал состояние на консультировании немецких металлургических и машиностроительных компаний, восстанавливавшихся после Второй мировой войны. Швейцарский визионер еще 80-е гг. прошлого века осознал, что современным городам и горожанам необходим маленький, экологически чистый автомобиль. Создавать собственную автомобильную компанию Хайек не собирался (его основным бизнесом к тому времени стал часовой), но смог убедить в перспективности своей идеи одного из руководителей Volkswagen – Даниэля Гедеверта, считавшегося главным претендентом на пост предправления всей группы VW. Но проекту не суждено было осуществиться: в 1993 г. Гедеверта обошел в аппаратных интригах Фердинанд Пьех – внук основателя Volkswagen и дипломированный инженер. Возглавив группу, Пьех отменил договоренности о создании нового автомобиля, заявив, что Гедеверт некомпетентен, так как никогда не конструировал машины.

Но Хайек от своей идеи не отступился, рассказывал он в автобиографической книге Au-dela de la Saga Swatch, обошел почти всех автопроизводителей – от Fiat до General Motors – и договорился с Mercedes-Benz. Компания под названием Micro Compact Car была зарегистрирована в швейцарском Биле (там же, где штаб-квартира Swatch Group), Mercedes-Benz получила в ней 51%, Swatch Group – 49%. Немцы вкладывали свои ноу-хау в автомобилестроении, швейцарцы – в электронике, дизайне и маркетинге; в бизнес-плане была прописана даже максимальная цена новой машины – 7000 евро, вспоминал Хайек. Для ее производства в 1998 г. по проекту Hayek Engineering был построен новый автозавод во французском городе Амбахе, на границе с Германией, на открытии присутствовали президент Франции Жак Ширак и канцлер Германии Гельмут Коль.

Вот только вместо «экологически чистого» автомобиля компания Mercedes-Benz начала выпускать там Smart (Swatch Mercedes Art) с бензиновым двигателем; Хайек рассказывал, что немцы уверяли его, что позже появится версия с гибридным приводом, но этого так и не случилось. Раздосадованный, швейцарец продал свою долю компании Mercedes-Benz и вышел из проекта.