Строительство последнего участка железной дороги, связавшей Прибалтику и Центральную Украину, завершилось 145 лет назад. Что сегодня в Минске напоминает об этой дореволюционной магистрали, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости». 

Либаво-Роменскую железную дорогу вводили в эксплуатацию участками. 15 июля 1874 года она достигла украинского города Ромны. В Минске магистраль пересеклась с Московско-Брестской железной дорогой. После этого город стал крупным транспортным узлом, который был связан с Прибалтикой, Украиной, Европой и Центральной Россией. Вслед за этим резко возросли значение губернского города, его статус и престиж. Пришли инвестиции, начали открываться новые производства. Отправлять минские грузы во все части огромной Российской империи стало гораздо проще. Неудивительно, что в городе начался торговый и строительный бум. Население к началу XX века выросло почти вдвое в сравнении с дожелезнодорожным периодом. Что в Минске сегодня напоминает о Либаво-Роменской?

Белая дача

Усадьбу построили на высоком холме у реки Лошицы в конце XIX века. Считается, что ее строительство инициировал Николай Евграфович Ададуров. Родом из Тулы. В 1856 году с отличием окончил курс Института инженеров путей сообщения и вскоре включился в работы по строительству Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги. Затем работал на строительстве нескольких крупных магистралей, таких как Московско-Ярославская и Курско-Киевская. Признание получил за сооружение в особенных условиях двух железнодорожных веток для перевозки угля. В 1893-м возглавил Управление по сооружению Сибирской железной дороги. После этого его назначили начальником Либаво-Роменской железной дороги. Правление переехало в Минск. Белая дача стала минской резиденцией чиновника.

Дом дороги

Достопримечательность, история которой связана с Либаво-Роменской железной дорогой, — дом на углу ул. Володарского и Кирова. На его первом этаже размещалось управление магистрали, перебравшееся из Москвы в Минск. Вместе с ним в доме располагались общества взаимопомощи железнодорожников и библиотека для служащих.

Само же здание возведено в 1911 году на средства Ядвиги Костровицкой, младшей сестры крупнейшего помещика и мецената Эдварда Войниловича. Это был доходный дом. Квартиры на втором и третьем этажах сдавали внаем. Венчала здание модная башенка. Новая постройка быстро стала популярным объектом фотосъемки для почтовых открыток. Чаще всего на них подписывали: Управление Либ.-Ром. ж. д.

Здание сохранилось до наших дней, правда, утратило свою башенку. Ныне его адрес: ул. Володарского, 26.

Козырево

В начале 70-х годов XIX века под строительство жилья железнодорожникам выделили участок на окраине города между будущим полотном и Игуменским трактом (ныне ул. Маяковского), а также современными ул. Семёнова и Бородинской. Тогда же за поселком и закрепилось название Козырево. Считается, что он был назван в честь инженера Козырева, который стал инициатором его строительства и открытия школы для детей железнодорожников. Его имя сегодня носит и центральная улица этого района.

Кстати, многие улицы Козырево носят названия, так или иначе связанные со стальной магистралью. Это и Роменская, и Либаво-Роменская, и Партизанская. Да-да, она названа так еще в довоенное время в честь отряда козыревских партизан, сражавшегося против белополяков. Они активно действовали на железной дороге близ города. В 1920-м их арестовали и расстреляли. Братская могила красных партизан расположена на Военном кладбище у самой церкви.

Кладбище

Козыревскому кладбищу более 100 лет. Хоронили на нем до 1967-го. Большинство обретших там покой — обычные минчане. Есть несколько захоронений, связанных с Великой Отечественной. На Козыревском покоятся минские подпольщики братья Константин и Владимир Сенько. В двух братских могилах — советские солдаты, павшие 3 июля 1944 года при освобождении Минска.

Московское направление

Еще одно здание, связанное с управлением Либаво-Роменской железной дороги, находится в Москве по адресу: ул. Маросейка, 17 к. 6. Оно построено в 1780–1782 годах подполковником Михаилом Родионовичем Хлебниковым.

В 1796–1826 гг. зданием владел известный государственный деятель граф Николай Петрович Румянцев, оставивший яркий след в истории и архитектуре белорусского областного центра Гомеля. В 1870-х в доме на Маросейке размещалось управление Либаво-Роменской железной дороги, потом четыре года там квартировал председатель правления Владимир Карлович фон Мекк. Здание несколько раз перестраивалось, пока в 1886-м не обрело современные очертания.

В 1957 году его передали Постоянному представительству Совета Министров Белорусской ССР при Совете Министров СССР.

В 1993-м — Посольству Республики Беларусь в Российской Федерации, а с 1996-го постройка стала собственностью Республики Беларусь.

Вокзал

26 января 1873 года в 15:00 после торжественного молебна открыто железнодорожное движение по первому участку новой Ландварово-Роменской железной дороги Ново-Вилейск — Минск (ныне Вильнюс — Минск). Тогда паровоз отправился в путешествие от перрона второго минского вокзала, получившего название Виленский.

В 1890–1893 годах здание вокзала перестроили, а рядом с ним сформировалась Привокзальная площадь. Она также стала важным транспортным узлом. К нему подвели рельсы конно-железной дороги, а рядом расположилась стоянка извозчиков. Правда, такой же была и площадь у второго вокзала Московско-Брестской железной дороги. Путаницы почти никогда не возникало — поезда каждой из железных дорог останавливались строго у своего вокзала.

В советское время популярность Виленского возросла. Пассажирские поезда из Москвы и других крупных городов все чаще направляли к нему, как к более красивому и современному. Деревянный Брестский значительно уступал по всем параметрам Виленскому. В 1928-м Брестский закрыли. С тех пор у минчан только один железнодорожный вокзал.