Казалось бы, что может пойти не так? Например, то, что 99% людей не читают пользовательское соглашение, а когда им выставляют счет на пару сотен или даже тысяч рублей делают круглые глаза. Myfin.by проанализировал типичный договор проката и способы, позволяющие защитить свои права.


В Гражданском кодексе Беларуси есть статьи 597-602, которые описывают в общих чертах порядок взаимодействие арендатора и арендодателя по договору проката. В частности, подразумевается, что договор проката заключается в письменной форме. Но современные шеринговые компании используют более простую модель – договор присоединения.

Подписывать ничего не надо, достаточно поставить галочку напротив пункта «с договором ознакомлен и согласен» при регистрации в мобильном приложении. Тут и возникает тонкий момент. Большинство людей не станет читать около 70 пунктов обширного договора на пару страниц текста мелким шрифтом.

А там есть довольно важные положения. Например, если вы перед поездкой не сфотографировали с разных сторон свой велосипед или самокат, а следующий пользователь сделал это и обнаружил повреждения транспорта, догадайтесь, кто будет виноват?

Оставил велосипед в подъезде – штраф 200 рублей, забыл проверить перед поездкой – 500
У самого громкого за последние дни велопроката Kolobike за это, к примеру, можно получить штраф 500 рублей, а еще оплатить стоимость ремонта и транспортировки имущества. При этом статья 599 Гражданского кодекса прямо указывает на обязанность арендодателя в присутствии арендатора проверить исправность сдаваемого в аренду имущества. Но мы помним про договор присоединения.


К слову, если прочесть весь договор, то можно узнать, что штраф 200 рублей легко получить за:

- использование транспорта вне зоны действия, которая указана на карте в приложении. При этом арендодатель может произвольно изменять эту зону, а пользователь обязан сверятся с картой в приложении и находится внутри ее действия;

- оставленный велосипед/самокат, который препятствует движению пешеходов/транспорта, работе коммунальных служб, блокирует выезды;

- оставление велосипеда/самоката в подземном переходе, в подъезде дома, на паркинге или под мостом, а также вне зоны действия GPS/ГЛОНАСС или мобильного интернета;

- оставление велосипеда/самоката не в вертикальном положении используя подножку;

- забывчивость – если после завершения поездки не поставить транспорт на блокировку.

Кроме перечисленного, все риски по управлению арендованным транспортом, а также состоянию дорожного покрытия, погодных условий и действий третьих лиц на маршруте тоже берет на себя арендатор. Если что-то случится с вами или вашим имуществом, арендодатель ничего не будет должен.

Как доказать, что поломка велосипеда – не ваша вина?
Порой, достоверно установить причину поломки не представляется возможным. В таком случае может помочь независимая экспертиза. Инициатором экспертизы может стать как пользователь, так и пункт проката. 

Если она покажет, что пользователь явился виновником поломки в результате нарушения правил эксплуатации предмета проката, то он должен оплатить стоимость ремонта и возместить пункту проката расходы, связанные с проведением экспертизы.

Экспертиза проводится за счет пункта проката.

В случае, если арендатор не согласен с результатами экспертизы, можно обратиться в суд и провести экспертизу за свой счет. Если экспертиза установит, что вина в поломке предмета проката лежит на арендодателе, то пункт проката обязан будет возместить пользователю расходы, связанные с проведением экспертизы.

Поэтому лучший вариант – тщательный осмотр транспорта на наличие повреждений и фотофиксация.


Списать арендную плату могут и до начала поездки
Вопросы оплаты также тщательно прописываются в пользовательском соглашении. Так, арендатор может списать сумму арендной платы с любой привязанной к приложению банковской карты. А сумма может быть списана как после окончания поездки, так и в процессе и даже до начала аренды.

Если же с карты была списана лишняя сумма, то деньги вернут в течение 30 рабочих дней. И только на карту, никаких наличных.