Быстрый вход в электоральную (парламентскую) кампанию на фоне роста противостояния президента Владимира Зеленского с частью правительства и Верховной радой создавал опасность возникновения новых точек напряженности, связанных с лоббизмом украинских производителей.

Однако перспективы полной перезагрузки парламента и правительства удерживают акторов от резких шагов, констатируют эксперты Совета по международным отношениям «Минский диалог» в новом выпуске «Минского барометра».

С другой стороны, смена власти в Киеве, проходящая по сценарию существенного (а, возможно, кардинального) обновления политических элит, ставит перед официальным Минском задачу ревизии программ взаимодействия с Украиной, оперативной подготовки предложений по их коррекции либо изменению. 

А акценты на более рациональный подход в отношении стран-соседей, которые демонстрирует команда Зеленского, дают основания для оптимизма, поскольку белорусский подход «экономика прежде всего», близок к подходам нового президента Украины.

На фоне смены президентов в Украине, в мае, украинские производители использовали момент для защиты своих интересов, лоббируя введение антидемпинговых мер в отношении белорусских товаров. Представители команды Порошенко, отмечают аналитики,  пошли на такие шаги, считая, что, с одной стороны, они защищают собственного производителя, с другой, в случае обжалования решений, это уже станет проблемой нового руководства (которое можно будет критиковать за «слабую позицию»).


Но уже в июне произошло несколько событий, которые могут оказать влияние на развитие торговли на протяжении ближайших года-полтора. Некоторые из них создают основу для развития промышленной кооперации на несколько лет вперед.

Так, 7 июня в украинской прессе прошла новость о том, что Запорожский автозавод ведет переговоры с МАЗом о начале крупноузловой сборки грузовой (и, возможно, пассажирской) техники на мощностях предприятия. 

Несколькими днями позже информация была подтверждена украинским автопроизводителем. В случае успеха белорусский автопром будет иметь мощную (по потенциалу объемов производства) сборочную базу в Украине. Это позволит обойти ограничения, связанные с импортом, удешевить автомобили для конечных потребителей и, как минимум, сохранить свою долю на рынке, которая приближается к 20%. 

Белорусское АО «Промагролизинг» профинансировало покупку Белоруской железной дорогой 500 полувагонов у Крюковского вагоностроительного завода (Украина). Это первый крупный контракт на поставку подвижного состава из Украины в Беларусь за последние 10 лет.

Дальнейшее взаимодействие позволит украинской стороне решить проблему загрузки мощностей (на фоне выпадения российского рынка сбыта), а белорусской — закрыть потребности в обновлении вагонного парка.

27 июня комиссия по международной торговле при Министерстве экономики Украины приняла решение не инициировать пересмотр (продление) антидемпинговых мер в отношении ДСП и ДВП, поставляемых из Беларуси, в связи с окончанием срока применения заградительных пошлин.

И, наконец, в тендере на поставку специальных (пожарных) машин для Государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины победила компания, которая поставит 120 автомобилей на базе шасси МАЗ до конца 2020 года. Общая сумма контракта — более 600 млн гривен (30 млн евро).

Таким образом, прошедшие два месяца в экономической сфере были позитивны с точки зрения развития двухсторонних отношений. Несмотря на прежние политизированные решения, стороны пришли к заключению ряда контрактов, которые в будущем могут стать основой долгосрочных программ сотрудничества.


Немаловажным сигналом о готовности сотрудничать с Украиной послужило решение концерна «Белнефтехим» о возобновлении отгрузки нефтепродуктов в Украину на фоне кризиса с загрязненной российской нефтью, последовавшее на следующий день после вступления Зеленского в должность. 

На фоне угрозы прекращения поставок из России, данный шаг, кроме экономической составляющей, имел серьезный политический эффект.

Таким образом, констатируют эксперты «Минского диалога», смена власти в Украине прошла без существенных потерь для белорусско-украинских отношений.