Налоговая служба Беларуси все больше становится клиентоориентированной. Почти в каждом районе Минска появились центры обслуживания плательщиков. Что это за новшество, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости», побывав в ИМНС № 2 Фрунзенского района.

Здесь центр действует с 1 января нынешнего года. Как отметила начальник инспекции Елена Козырская, создание ЦОП — не просто смена вывески. Изменился сам формат обслуживания плательщиков — работают по принципу «просто, удобно, компетентно и комфортно».

Предприятия и индивидуальных предпринимателей мы в основном обслуживаем удаленно, общение происходит в электронном виде. Примерно 90 % организаций и 70 % ИП подают декларации через Интернет. То есть плательщик из любой точки земного шара может направить в инспекцию документы, заплатить причитающиеся налоги, получить консультацию. Но работа по-новому не лишает плательщика права лично прийти сюда. Для этого и создаются центры, где в комфортных условиях можно получить услугу. Тем же, кто впервые посещает нашу службу, помощь окажет квалифицированный администратор, — поясняет собеседница.

Начальник инспекции считает, что такой формат работы удобен как для посетителей налоговой службы, так и для ее работников.

ЦОП позволяет оптимизировать рабочие места. Это значит, что сотрудники, которые не задействованы непосредственно в центре, могут трудиться, не отвлекаясь на вопросы, не связанные с работой налоговых органов. До создания ЦОП граждане заходили в любой кабинет с вопросами вроде: «А где «Белбланкиздат»? Как найти инспектора?..» Сегодня на входе плательщика встречает администратор, который поможет ему сориентироваться в услугах, оказываемых инспекцией, и либо направит его сразу к нужному инспектору, либо предложит получить консультацию у специалиста по электронной очереди, — добавляет собеседница.

Затем посетителю предложат пройти в комфортный зал, оборудованный кондиционером, кулером с прохладной питьевой водой, телевизором. Есть и уголок для детей. Пока родители решают свои взрослые вопросы, ребенок может посмотреть мультики, порисовать, полистать развивающие журналы.

В ЦОП сегодня оказывают следующие услуги: прием заявлений при постановке на учет, налоговых деклараций, отчетов на бумажном носителе, прием и обработка документов для совершения налоговыми органами административных процедур, предоставление услуг информационно-разъяснительного характера. Можно прийти со своим ноутбуком, и специалисты инспекции помогут настроить программу для отправки электронных деклараций, покажут, как пользоваться личным кабинетом.

За полгода работы ЦОП в ИМНС № 2 Фрунзенского района сюда пришли 18 660 плательщиков. Самая востребованная услуга — подача налоговых деклараций, их от юридических лиц и ИП поступило 4 708, от физических лиц — 1 399. На втором месте — осуществление административных процедур и выдача готовых документов — 4 495 обращений. За разъяснением налогового законодательства обратились 1 685 горожан. Вопросы, касающиеся сдачи внаем жилых помещений, задали 1 343 человека, уплаты единого налога и ремесленного сбора — 1 207.

Среднее время, которое клиент провел в ожидании приема, — 5 минут 54 секунды, время обслуживания — 3 минуты 78 секунд.

Кстати, уходя из налоговой, можно оценить работу ЦОП по пятибалльной шкале. Посетители дали довольно высокую оценку ИМНС № 2 Фрунзенского района — 4,79. Да и в беседе высказывали положительные отзывы: «Все устраивает», «Отлично. Главное, что очередь цифровая и в помещении прохладно».

Решаю проверить на себе, как работает ЦОП. Иду туда инкогнито с легендой о том, что собираюсь сдавать квартиру в аренду. Через терминал выбираю нужную услугу. Разобраться несложно: на экране указаны категории плательщиков, а далее — процедуры для них. В руках у меня талон — 175-я в очереди. В зале насчитываю человек девять. Усаживаюсь поудобнее, ждать придется, по-видимому, долго. К моему удивлению, через три минуты меня уже приглашают пройти в кабинет к специалисту.

Оказывается, при сдаче квартиры внаем регистрироваться в качестве ИП необязательно, а вот договор заключить необходимо. Мне рассчитают сумму налога, который придется платить за каждую комнату. Ее размер зависит от экономико-планировочной зоны, где находится жилье, сдаваемое в аренду. К слову, в 2019-м отменена необходимость подавать декларацию по подоходному налогу, как в прошлые годы.

Кстати, первый центр обслуживания плательщиков появился на базе ИМНС Московского района в 2016 году. Сейчас в столице их шесть. До конца 2019-го откроются еще два — в Октябрьском и Ленинском. Что касается ИМНС Советского района, то пока здесь ЦОП не будет.

Справочно

День работников налоговых органов Республики Беларусь отмечают во второе воскресенье июля.

Фото автора