Как работает оперативно-дежурная служба ГУВД Мингорисполкома и зачем в каждой милицейской радиостанции установлен GSM-модуль, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

Как театр начинается с вешалки, так и любое милицейское подразделение — с оперативно-дежурной службы (ОДС).

— Ее задача — быстро отреагировать на поступающие заявления и сообщения о преступлениях и правонарушениях, эффективно управлять милицейскими нарядами, патрулирующими в городе, — говорит начальник отдела оперативно-дежурной службы ГУВД Мингорисполкома Виталий Апанович.  Наш отдел занимается координацией деятельности всех районных ОДС.

Оперативная обстановка в столице контролируется не только нарядами, патрулирующими городские улицы, но и с помощью видеостены, расположенной в помещении ОДС. Она состоит из 24 больших жидкокристаллических мониторов, на которые поступают изображения со всех видеокамер, установленных в Минске. При необходимости их можно увеличить. Качество картинки весьма достойное. Записи с камер видеонаблюдения не раз помогали стражам порядка раскрывать преступления, служили доказательством вины злоумышленника. Кроме того, в подразделении используют и другие технические новинки. В радиостанциях сотрудников установлены GSM-модули, позволяющие дежурному при помощи специальной электронной карты отслеживать место нахождения нарядов и направлять ближайший к месту происшествия.

Ежесуточно на линию «102» в среднем поступают около 2 тыс. звонков. Их количество зависит от сезона, дня недели, времени суток и даже погодных условий. Больше всего сообщений — в утренние и вечерние часы, пятницу, выходные и праздничные дни. По словам В. Апановича, летом в субботу и воскресенье звонков меньше — граждане уезжают из города.

— В службе «102» не одна линия. Звонки распределяются на 10–12 рабочих мест. Среднее время ожидания — одна секунда. Информацию принимают как аттестованные сотрудники, так и гражданские. В их числе есть и мужчины, и женщины, — пояснил В. Апанович.

Всю поступившую информацию регистрируют в специальной программе. Сотрудник службы милиции «102» заполняет электронную карточку сообщения — данные обратившегося, что и где произошло. При этом оператору не нужно задумываться, в какое районное управление ее адресовать — программа все сделает сама. Если информация требует незамедлительного реагирования, то еще продолжая общаться с обратившимся, сотрудник передает сведения в РУВД.

— Иногда обращаются эмоционально возбужденные или нетрезвые граждане, от которых сложно добиться нужной информации, — продолжает собеседник.  К каждому нужно найти подход. Для этого сотрудники проходят специальное обучение. Некоторых приходится успокаивать. Был случай, когда позвонил мужчина, который собирался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна девятого этажа. Сотрудница около получаса удерживала его на линии, даже пообещала сходить с ним на свидание. В это время прибывший наряд пробрался к нему в квартиру и снял мужчину с подоконника. Всё закончилось благополучно.

Первый милицейский наряд должен прибыть на место происшествия в кратчайшие сроки.

— Если обратившийся сообщает, что совершено преступление, то максимальное время, в течение которого приедут сотрудники, составляет 10 минут. Когда информация подтвердится, следственно-оперативную группу придется ожидать не более получаса, — говорит Виталий Владимирович.  На правонарушения время реагирования чуть больше — 25 минут. К месту ДТП, если нет пострадавших, сотрудники ГАИ должны прибыть не позднее 40 минут.

От грамотных действий сотрудников оперативно-дежурных служб порой зависят человеческие жизни. Так, в Партизанское РУВД поступило сообщение: психически неуравновешенный гражданин бросается с ножом и гантелями на пожилых родителей. Приехавшие милиционеры вывели пенсионеров из квартиры. Буяна задержали бойцы отряда милиции особого назначения, которых вызвал сотрудник оперативно-дежурной службы.

На линию «102» поступают разные сообщения, некоторые из них не относятся к компетенции милиции. Например, граждане просят закрыть люк на пешеходной дорожке, жалуются на чересчур горячие батареи, просят снять с дерева кошку.

По словам полковника В. Апановича, некоторые заявители самостоятельно пытаются квалифицировать злодеяние. Так делать не нужно. Пусть этим займутся специалисты, ведь даже понятия «обокрасть» и «ограбить» не тождественны и подпадают под разные уголовные статьи.

— Хотелось бы минимизировать либо полностью исключить случаи обращения граждан на линию «102» с заведомо ложными сообщениями, так как на каждую поступившую информацию, относящуюся к компетенции органов внутренних дел, сотрудники оперативно реагируют, выбывает наряд, а то и несколько. Милиционеры отвлекаются от непосредственных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан, — говорит собеседник.  Хочу напомнить: за подобные сообщения предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Фото Павла Русака