На общественное обсуждение вынесен законопроект «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений».

Кадр из трансляции телеканала «Беларусь 1»

Документ, разработанный Министерством юстиции, 12 июля опубликован на «Правовом форуме Беларуси». Общественное обсуждение проекта продлится до 2 августа.

Действующий закон «О политических партиях» был принят 5 октября 1994 года. В него 12 раз вносили изменения, последний раз — в июне 2015 года. Закон «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994 года изменяли 11 раз, последний раз — в 2013 году.

 

Что предлагает законопроект

Как отмечается в обосновании, проект закона направлен на совершенствование подходов к процессу создания и деятельности общественных объединений, политических партий, их организационных структур, использованию современных технологий при проведении ими мероприятий, взаимодействию с регистрирующими органами, упрощению получения юридического адреса, распределению получаемых финансовых средств, повышению прозрачности их деятельности.

Минюст предлагает уменьшить количество учредителей, необходимое для создания и деятельности республиканского общественного объединения с 50 до 40, а политической партии — с 1000 до 800.

Проект закона предусматривает возможность подачи пакета документов для государственной регистрации объединений, внесения изменений в их уставы в электронном виде.

Одновременно сокращается количество информации, предоставляемой в регистрирующий орган. Так, во всех списках учредителей и членов общественных объединений, политических партий, союзов отменяется необходимость указания и домашнего, и рабочего телефонов, предлагается оставить один контактный номер телефона.

В практике деятельности общественных объединений, политических партий, союзов «случается, что большая часть их денежных средств используется на заработную плату штатных сотрудников этих организаций, премии и другие выплаты», говорится в обосновании.

«Указанное свидетельствует о злоупотреблениях со стороны данных работников и противоречит самой сути данных организаций и принципам, в соответствии с которыми они созданы, — отмечает Минюст. — В этой связи в проекте закона закрепляется положение, согласно которому сумма расходов общественного объединения, политической партии, союза на оплату труда работников не может превышать определенного процента от суммы всех доходов соответствующей организации за отчетный период. При этом сумма расходов на заработную плату не может быть ниже размера минимальной заработной платы по стране».

В тексте законопроекта речь идет о пороге в 40% от доходов объединения.

Проект закона дает Минюсту и его территориальным подразделениям право контролировать финансово-хозяйственную деятельность партий, объединений и их региональных структур.

Документ предусматривает, что все партии и объединения будут обязаны ежегодно до 1 марта размещать информацию о своей деятельности, включая финансовую отчетность, в свободном доступе, в СМИ или на своих интернет-сайтах.

Законопроект предусматривает возможность проведения заседаний высших и руководящих органов партий и объединений в режиме онлайн.

Вводится положение, согласно которому члены организаций могут обжаловать решения их высших органов в судебном порядке.

Предлагается отменить государственную регистрацию органами юстиции гимнов, значков, вымпелов и галстуков общественных объединений, политических партий и союзов.

«Данная процедура не является востребованной среди общественных объединений и политических партий. За 2018-2019 годы в Министерство юстиции не было подано ни одного заявления о государственной регистрации данного вида символики», — отмечают разработчики законопроекта. При этом регистрация символики объединений сохраняется.

«В органы юстиции поступают многочисленные обращения по вопросу, связанному с затруднениями в получении и оплате юридических адресов общественных объединений, политических партий, их организационных структур, союзов, — говорится в обосновании. — Предусматривается положение о том, что местом нахождения руководящего органа общественного объединения, политической партии, их организационных структур, союза может являться место работы руководителя объединения».

Ряд изменений вносится и в закон «Об общественных объединениях». Международные общественные объединения обяжут создавать организационную структуру не только на территории иностранного государства, но и на территории Беларуси.

Государство, согласно законопроекту, может оказывать общественным объединениям информационную, методическую и иную поддержку, в том числе в форме государственного соцзаказа. Установлено также, что общественные объединения смогут выполнять работы, оказывать услуги для государственных нужд на договорной основе без образования коммерческих организаций или участия в них.

 

Для партий вводятся новые ограничения

Законопроект по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений содержит как положительные, так и отрицательные нововведения. Такое мнение высказали БелаПАН эксперты.

Председатель Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Игорь Борисов, член рабочей группы, созданной в Минюсте для подготовки этого законопроекта, считает, что предлагаемые изменения носят косметический характер. Это, по его мнению, объясняется отсутствием политической воли у властей.

«Нам (членам рабочей группы. — БелаПАН) сразу сказали: не ожидайте революционных изменений. Работа группы носила консультативный характер. На голосование вопросы не ставились, однако некоторые предложения были учтены», — отметил Борисов.

Он напомнил, что представители 11 оппозиционных партий и общественных объединений разработали свои предложения. В частности, предлагалось упростить порядок регистрации политических партий, обеспечить государственное финансирование их уставной деятельности, гарантировать им право доступа к государственным СМИ.

«Эти предложения на первом заседании рабочей группы я передал. Они были приняты Минюстом к сведению, некоторые моменты использованы в законопроекте, однако принципиальные вещи в нем не реализованы», — подчеркнул Борисов.

Среди позитивных нововведений проекта он назвал положение, согласно которому государство может оказывать партиям информационную и методическую поддержку, а также сокращение (с 1000 до 800) числа учредителей, необходимых для регистрации партии. Хотя звучали предложения снизить это количество в два раза, добавил Борисов.

В качестве позитивных он отметил и технические нововведения — например возможность проведения партийных заседаний в режиме онлайн.

При этом политик раскритиковал положение о том, что объединения могут регистрироваться по месту работы руководителя. По мнению Борисова, в таком случае провластные организации «получат возможность давления на подчиненных, чтобы загонять их в организации».

Кроме того, Борисов считает негативными нормы о ежегодном предоставления партиями и общественными объединениями публичной финансовой отчетности, а также об ограничении в 40% средств организаций, направляемых на выплату зарплат их штатным сотрудникам.

«Минюст объяснял это международными рекомендациями по борьбе с коррупцией, однако непонятно, как коррупция связана с деятельностью партий. Есть вопрос и с раскрытием источников финансирования: если партии будут публиковать персональные данные людей, которые пожертвовали им средства, это создаст предпосылки для давления на них со стороны властей», — полагает политик.

Юрист Юрий Чаусов в комментарии для БелаПАН подчеркнул, что изменений, касающихся общественных объединений, в законопроекте больше, чем нововведений для политических партий.

«Можно говорить о том, что закон об общественных объединениях излагается в новой редакции», — сказал он.

Фактически, подчеркнул Чаусов, проект уравнивает в правах республиканские и местные общественные объединения, однако одновременно ужесточаются требования к создаваемым вновь республиканским объединениям.

«Это показательный пример того, как государство делает вроде бы позитивный шаг, но при этом вводятся дополнительные ограничения», — подчеркнул эксперт.

Крайне важным моментом законопроекта Чаусов считает 40-процентное ограничение на использование средств партий и объединений для выплаты зарплаты штатным сотрудникам.

«Это очень серьезное и ограничительное нововведение, — заявил он. — Мы рассчитываем мобилизовать общественные силы на борьбу с этой нормой, поскольку она рационально ничем не обоснована».

По мнению эксперта, сильнее всего от такого ограничения могут пострадать организации социальной направленности.

«Например, если организация оплачивает услуги сиделок для инвалидов. В целом это положение говорит о том, что объединения не смогут использовать средства по своему усмотрению», — добавил юрист.

«Законопроект, конечно, не направлен на то, чтобы кого-то задавить, его не стоит рассматривать как репрессивный. Но он продолжает сложившуюся практику регулирования политических партий и объединений в Беларуси, — отметил Чаусов. — Сокращение необходимого количество учредителей — это то, о чем будут говорить представители нашего МИДа на международных площадках как о достижении. Однако то, что в стране с начала XXI века не зарегистрировано ни одной новой партии, как раз и есть свидетельство существующего порядка, при котором Минюст фактически может отказать в регистрации любой партии по формальным основаниям. И этот момент остается принципиальным».

«Мне также кажется неслучайным, что законопроект появился в преддверии двух избирательных кампаний», — заключил Чаусов.