В репертуаре Драматического театра Белорусской армии есть спектакли, рассчитанные и на молодежную, и на возрастную аудиторию: комедии, водевили, драмы. Однако изначально особое, незыблемо главенствующее место занимает военная тематика, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Особо важное задание

Драматический театр Белорусской армии был открыт в столице в 2002 году в здании, примыкающем к Центральному Дому офицеров на ул. Красноармейской. Соседство с легендарным танком на постаменте, принимавшим участие в освобождении Минска от фашистских захватчиков, обязывало ко многому. И уже совсем скоро, в июне 2004-го, здесь состоялась первая премьера.

Пьеса известного белорусского писателя Алексея Дударева «Ты помнишь, Алеша…» была поставлена в жанре драматической баллады. Повествование о том, как в первые, самые трагические недели Великой Отечественной войны при обороне Могилева советские солдаты на несколько недель сумели прервать победный марш немецких войск по Европе, было тепло принято зрителем. Публика после окончания спектакля аплодировала стоя, а знаменитый драматург стал первым художественным руководителем театра Белорусской армии и оставался им в течение 10 лет. Творческое содружество молодого коллектива и маститого писателя, которое переросло в крепкую дружбу, не прерывается и поныне.

Естественно, в афише театра не могла не появиться самая известная пьеса Дударева «Рядовые». Впрочем, еще раньше, в 2005-м, была поставлена его же драматическая баллада «Не покидай меня…», названная в одной из рецензий «спектаклем о том, какой была бы жизнь, если бы не было войны».

Действие пьесы происходит в 1944 году. В начале Белорусской наступательной операции фронтовик-разведчик капитан Михасев получает приказ возглавить спецразведгруппу из четырех человек для выполнения особо важного задания, еще не подозревая, какие бойцы поступают в его распоряжение. Встреча с ними повергает сурового боевого командира в шок. В тыл врага должны быть заброшены четыре вчерашние школьницы, совсем юные девушки.

Михасев пытается отказаться от щекотливого поручения, но в итоге все-таки соглашается готовить новых подопечных к его осуществлению, хотя понимает, что они, вероятнее всего, погибнут. А девочки молоды и беззаботны и не хотят думать о трагическом исходе. Они смеются, плачут и счастливы, пока есть солнце и сегодняшний день, пока есть мечты. «Мы выживем, обязательно выживем», говорит капитан, отправляясь с ними на задание…

Полковник Дударев

— Военной тематике при формировании нашего репертуара традиционно уделяется самое пристальное внимание, и думаю, не надо объяснять почему, — рассказывает главный режиссер Драматического театра Белорусской армии Игорь Фильченков. — Вот и в преддверии 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков мы в мае совершили гастрольное турне по городам Брестской области, где показывали один из лучших своих спектаклей, которым по праву гордимся, — романтическую драму «Не покидай меня…».

Она, как и ожидалось, имела большой успех у зрителей. Причем сам Дударев, в свое время очень неплохой актер, с удовольствием сыграл небольшую, но важную роль Полковника, поскольку, по собственному признанию, очень любит эту пьесу. И по его же личной просьбе с этой постановкой мы побывали спустя несколько недель на родине Алексея Ануфриевича в Дубровно Витебской области, порадовали земляков писателя.

— Сюжет этой пьесы…

— …напоминает повесть «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева и фильм Станислава Ростоцкого, хотите сказать? Мы слышали подобное не раз. Нет, уверяю вас, это совершенно разные произведения. Хотя внешне они, конечно, в чем-то похожи.

— Нет, мне хотелось сказать, что это почти готовый сценарий для остросюжетного фильма, возможно, сериала.

— А он уже снят. Не у нас, правда, в России. Три поставленные у нас знаковые драмы Алексея Дударева, с которым мы очень дружим, — «Ты помнишь, Алеша…», «Рядовые» и «Не покидай меня…» — посвящены тем или иным коллизиям Великой Отечественной войны. Но и еще одну его пьесу — «Воробьиная ночь», написанную по мотивам рассказа Владимира Короткевича и очень талантливо, на мой взгляд, поставленную нашим худруком Мариной Дударевой, однофамилицей драматурга, тоже стоит отнести к военному жанру.

Действие этой увлекательной исторической драмы происходит в 1863 году. Беларусь и Польша охвачены восстанием под предводительством Калиновского. События вроде бы далекие от нас, но в них принимают участие те же офицеры, пусть и царской армии. А честь, доблесть, верность, предательство — это ведь, согласитесь, категории, актуальные во все времена. Мы очень требовательно относились к выбираемому реквизиту, добиваясь максимального соответствия изображаемой эпохе. И, по-моему, отлично играют актеры.

Еще раз про любовь

— Актеры у вас в коллективе собраны преимущественно молодые?

— Да, безусловно. Ветеранов в нашем актерском цехе, по сути, двое — ваш покорный слуга и мой товарищ и однокашник Виктор Молчан. А в подавляющем большинстве это недавние выпускники Академии искусств и университета культуры, молодые, красивые, дерзкие, работоспособные и, главное, очень талантливые парни и девушки. Большинство из них пластичны, спортивны, хорошо поют и танцуют, кто-то увлекается рэпом или пишет стихи, многие активно снимаются в кино и сериалах.

— Недаром одной из самых удачных и ярких ваших постановок считается «Ромео и Джульетта»…

— Конечно, пьеса о великой всепобеждающей любви, написанная Шекспиром несколько веков назад, всегда будет оставаться привлекательной для юных сердец. Ромео у нас играет Олег Бабуль, Джульетту — Анастасия Знаменщикова, и делают это, по-моему, очень убедительно. Мне, к слову, досталась роль монаха Лоренцо, помогавшего влюбленным героям.

Вообще у нас много интересных работ, мы охотно обращаемся и к классике. Зрители с удовольствием смотрят «Три сестры», «Собаку на сене», «Принцессу и солдата» по Г. Х. Андерсену, «Ревизора» и так далее. Наши спектакли и артисты театра регулярно получают дипломы и призы на международных театральных фестивалях.

Ставим также пьесы современных авторов, в том числе, отмечу с гордостью, и доморощенных драматургов. 14 июня с успехом прошла премьера моноспектакля «Абсолютное счастье» в двух действиях, авторство которого принадлежит нашим актерам Олегу Бабулю и Сергею Здоронкову.

— О чем он?

— О любви, конечно. Правда, не совсем обычной. Это монологи двух главных героев, и во второй части я играю… Гуся из реквизитного цеха, влюбленного в Тарелочку. С ними происходят разные события, веселые и грустные, у них случается даже свадебное путешествие… В общем, все как у людей.

— Читал, что вы в свое время проходили срочную службу в танковых войсках и даже являлись запевалой?

— Было такое дело. Что касается моей творческой биографии, после окончания театрально-художественного института я много лет служил актером в Молодежном театре, с 2004 года — в Драмтеатре Белорусской армии и в 2013-м стал его главным режиссером. А в армии служил на Дальнем Востоке, бороздил его просторы на танке, хотя при моем росте, наверное, трудно представить, как я помещался в башне боевой машины.

— То есть армейские будни вам знакомы не понаслышке?

— Да, и я очень уважаю, простите за пафос, ратный труд солдат и офицеров. Наш коллектив со спектаклями и театрально-концертной программой объехал все отдаленные гарнизоны Беларуси. А с моим товарищем Виктором Молчаном иногда выступаем сольно, пели вместе с Образцово-показательным оркестром Вооруженных Сил Республики Беларусь. В общем, вносим посильный вклад в боеспособность армии…

Фото автора и из архива театра