На сайте российского издания «Известия» появилась статья «Дружба» не победила: «Транснефть» снова допустила грязную нефть в главный трубопровод» авторства Харитона Галицкого, в которой работа оператора магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов подверглась жесткой критике.

Автор статьи ставит под вопрос перспективы обещанного «Транснефтью» полного возвращения «Дружбы» к обычной работе и недоумевает, каким образом компания допустила второй за последние два месяца случай загрязнения нефти хлорорганикой.

Опрошенные журналистом эксперты ставят под сомнение версию, по которой виной всему — автоматическое включение системы раскачки дренажных емкостей на беларусской станции Кобрин.

«Единственная удобоваримая версия фантастического рецидива с «грязной» нефтью — это подтверждение информации о том, что «Транснефть» ведет переговоры с польскими партнерами о создании, в том числе на территории Польши, «хлорных банков» — специальных центров по компаундированию загрязненного сырья с качественной нефтью для снижения концентрации агрессивных соединений. 

Таким образом, очередной вброс «грязной» нефти — это опережающая поставка ценного сырья. А поляки закрыли прокачку, очевидно, потому что не все вопросы были урегулированы», — рассказал директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.

Тот же эксперт считает, что настоящая причина загрянения нефти в трубопроводе «Дружба» — изъятие сырья во время транспортировки и извлечение из него легких фракций с помощью мелких заводов низкотехнологичной перегонки.

«Реальная практика состоит в том, что стандартная российская нефть, добываемая компаниями-отправителями, изымается из трубы и перекидывается на бесконечное множество — десятки и сотни — мини-заводов, которые прилепились к «Транснефти», — объясняет Олег Бондаренко. — Там из нее извлекаются легкие фракции, а назад в трубу сливаются отходы низкотехнологичной перегонки, непереработанные остатки нефтехимического производства и посторонние примеси, разбавленные растворителями. 

Отсюда — обнаруженный поляками хлороформ и прочие ингредиенты нефтехимии, которых ни при каких обстоятельствах не может быть в обычной нефти».

Поэтому предложение разбавлять зараженную нефть чистым сырьем вызывает недоумение у эксперта, потому что, по его мнению, поставляемая по «Дружбе» нефть уже разбавлена.

«При этом объявляется, что единственным средством устранения результатов компаундирования является, представьте себе, компаундирование», — считает эксперт.

Олег Бондаренко отмечает, что «Транснефть» даже из скандальной ситуации получит выгоду, т.к. грязная нефть будет смешана с чистой и возвращена на рынок. А это, в свою очередь, улучшит статистику компании по экспорту.

Напомним, во второй половине дня 19 июня оператор польского участка трубопровода «Дружба» PERN зафиксировал повышенное содержание хлорорганики в российской нефти, поступающей по трубопроводу «Дружба», и приостановил прокачку до утра 20 июня. 


Проба, взятая в пункте приема нефти «Адамово» в 15.00 показала содержание хлорорганических соединений в 60 ppm, повторная проба через несколько часов показала 4 ppm.

Представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил со ссылкой на беларусскую сторону, что концентрация хлорорганики в нефти, вероятно, повысилась из-за автоматического включения системы раскачки дренажных емкостей на НПС Кобрин 18 июня, в результате чего в трубопровод попало около 20 кубометров загрязненной нефти.

Первый раз загрязненную нефть в «Дружбе» на территории Беларуси обнаружили 19 апреля. Источник загрязнения нашли в России на участке «Самара-Унеча». Польша и Германия отказались принимать грязную нефть. Чистое сырье начало поступать в Польшу 9 июня.