Разновозрастные группы, экоигрушки и свобода выбора: в яслях-саду № 395 используют методику итальянского врача - Общество на N1.BY

В столичных яслях-саду № 395 в воспитании детей используют элементы методики итальянского врача. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с заведующей садика Ларисой Хацкевич.

Л. Хацкевич вспоминает: в конце 1990-х в отечественное дошкольное образование активно внедряли инновации. Педагоги изучали зарубежный опыт, каждый сад искал свою изюминку.

— Мы взяли на заметку популярную на тот момент в России систему Монтессори, — рассказывает заведующая.



У современных родителей эта методика на слуху — ее часто используют частные образовательные центры, преподносят как эффективный инструмент раннего развития ребенка.

— Работаем по утвержденным образовательным программам. Однако решили гармонично в них включить и некоторые элементы технологии Монтессори, — поясняет Л. Хацкевич.

Когда мы заходим в одну из групп, сразу обращаем внимание на то, как ведут себя ребята. Они не скованные, не стесняются взрослых. Сразу приглашают в игру! Кто-то уселся на коврик, кто-то за столом рассматривает картинки или складывает пазл, а кто-то строит высокую башню.



— Мария Монтессори делала акцент на развитии сенсорики и моторики у детей-дошколят. Она говорила: это ум на кончиках пальцев. Через тактильные ощущения малыш познает форму, размер, фактуру предмета. А когда работают пальцы, быстрее развивается речь, — уточняет воспитатель Светлана Вахранева.

Правильная организация пространства в группе — один из элементов технологии итальянского врача. В помещении много зон с различными игрушками. Ребенок может по своему желанию и настроению подойти к любой и начать ее исследовать. Например, уголок математики. Там много деревянных палочек для счета, кубиков и коробочек. Это игровое оборудование — авторские разработки знаменитого педагога-врача.



Главная задача воспитателя не навязывать деятельность, а направить ребенка в правильное русло. Он сам выберет то, с чем будет играть.

Маленький Миша разглядывает колбы, баночки, микроскоп, магниты. Мальчик удивленно замечает, что последние друг к другу притягиваются. Тогда воспитатель просит, чтобы малыш примагнитил пластиковую игрушку.

— Не получается, — досадно замечает Миша. Он делает еще несколько попыток присоединить стеклянную колбу и деревянную палочку.

— Какие предметы притягивает магнит? — спустя некоторое время интересуется у маленького исследователя воспитатель.

— Только железные, — отвечает ребенок.

— Дошкольник сам совершил маленькое открытие, а педагог его лишь направил, — улыбаясь, говорит заведующая.

Один из малышей пытается рассмотреть на ладошке микробы, подложив свою кисть под микроскоп. Зубастых монстриков не находит и торжественно восклицает:

— Я же руки мыл!

Ребята начинают собираться на прогулку. И тут я понимаю — дети в группе разного возраста. Илья, которому уже 6 лет, берет шефство над трехлетней Нелли. Он натягивает на ее кучерявую голову шапочку, затем застегивает пуговицы. Нелли вертится как юла. На помощь к Илье спешит его товарищ по группе: вместе в четыре руки наряжают модницу на улицу.

Старшие девочки берут корзину с игрушками и вместе с воспитателем отправляются на площадку. Сзади парочками послушно семенят малыши.

— Старшие помогают младшим. Те в свою очередь тянутся к ним, берут пример. В таких группах адаптация новичков проходит очень быстро, — рассказывает воспитатель Елена Кучеренко. В детях воспитывают чувство ответственности, желание помогать ближнему. Когда они приходят в первый класс, серьезнее относятся к заданиям учителя.

Справочно

Мария Монтессори была одной из первых женщин-врачей в Италии. Она работала с детьми, имеющими психофизические особенности. Ее подопечные, несмотря на отставание в умственном развитии от сверстников, быстрее обучались чтению и счету. И главный вывод, который сделал педагог: в работе с такими детьми необходимо использовать определенные технологии, к ним нужен особый подход.

Фото автора







X