Почему руководителю учебного заведения нужно быть строителем и дипломатом и как он стимулирует учителей, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» директор гимназии № 33 Оксана Якубовская.

В ее трудовой книжке всего две записи: 136-я школа и 33-я гимназия. О. Якубовская отмечает, что за последние 17 лет (именно столько работает руководителем) обязанности директора сильно изменились. Он должен разбираться во многих вопросах, быть одновременно ученым, психологом, педагогом, хозяйственником.

— Когда пришла в гимназию, занялась капитальным ремонтом. Что такое стяжка, монтаж потолка, ремонт кровли, укладка плитки могу рассказать не хуже строителя. Знаю, к примеру, что толщина гомогенного покрытия в классе должна быть не менее 2,5 мм. Сейчас я и строитель, и дизайнер, и работник по озеленению — научилась всему.

— Вижу, не боитесь работы. Откуда такая закалка?

— Выросла в деревне. Папа был главным ветеринарным врачом в совхозе, мама — зоотехником-селекционером. Мы держали лошадь, корову, поросят, кроликов, кур. Помогала родителям по хозяйству. Вместе с одноклассниками полола в совхозе сахарную свеклу, работала на зернотоке, копала картошку — трудилась наравне со взрослыми. И сейчас предпочитаю рассчитывать на собственные силы, в том числе не просить денег из бюджета.

— Где берете средства?

— Зарабатываем сами, предоставляя образовательные услуги. В гимназии преподают 6 иностранных языков: английский, немецкий, китайский, польский, французский, испанский. Открыты кружки по риторике, логике, шахматам — все это позволяет увеличивать доход гимназии. За 2018 год пополнили собственный бюджет на 174 тыс. рублей.

— На что тратите?

— На ремонт, обновление оборудования. Значительную часть перечисляем в фонд оплаты труда. Стараюсь всячески поощрять сотрудников. Средняя зарплата в учреждении — 1 062 рубля. Коллективным договором предусмотрены более 50 выплат. В прошлом году каждый сотрудник получил в среднем по 720 рублей материальной помощи. Трудовой контракт на 5 лет заключен с 80 % педагогов. Когда человек знает, что через год его не уволят, есть уверенность в завтрашнем дне.

— Мотивация педагогов приносит результат?

— Безусловно! Гимназия участвует во многих международных проектах под эгидой ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Министерства образования Беларуси.

— Никогда не возникало желания уйти в другую сферу?

— В молодости пробовала себя в литературно-драматической редакции Белорусского телевидения. Писала сценарии, делала переводы, общалась с известными писателями. Мне запомнилась встреча с поэтессой Евгенией Янищиц: в разговоре с ней чувствовался особый трагизм. Спустя несколько месяцев после выхода передачи талантливой поэтессы не стало.

Со временем пришлось все-таки сделать выбор: остаться в педагогике или уйти на телевидение. Отдала предпочтение учительству и нисколько об этом не жалею: в школе я на своем месте.

— Если что-то не получается, как реагируете?

— В первую очередь виню себя. Плохо выступили на конкурсе — мое упущение, не подготовила. Клумба заросла — опять же моя вина, недосмотрела. Понимаю: стоило бы успокоиться, нельзя везде успеть самой. Но поделать с собой ничего не могу.

— Директор школы — это и мудрый дипломат. Ситуации в жизни бывают разные. Умеете прощать?

— Да, и не стесняюсь просить прощения сама. Человека можно обидеть холодным взглядом, резким словом, даже интонацией, с которой произнесена фраза. Поэтому, уходя с работы, анализирую все, что произошло за день. Когда понимаю, что была неправа, звоню коллеге и извиняюсь. Жить с осознанием того, что кому-то сделала больно и не исправила ситуацию, тягостно.

— Где черпаете силы?

— Приезжаю в родную деревню, иду на мамин огород. Копаю, сажу, поливаю — проблемы уходят, все становится на свои места. Поддерживает семья. Супруг Георгий Андрющенко работал директором 212-й школы: долгое время мы были единственной такой парой в стране. Муж для меня — мудрый наставник. Всегда на связи сын Дмитрий и невестка Ольга.

Справочно

В 2009 году школа № 211 преобразована в гимназию № 33. С 3 сентября 2018-го входит в число ассоциированных школ ЮНЕСКО. Гимназия участвует в совместном проекте с Японией по подготовке к летним Олимпийским играм 2020 года. Результатом станет картина, одну часть которой выполнят белорусские школьники, другую — японские. Панно представят на открытии Игр.

Фото Сергея Лукашова