Как 25 лет назад создавалась Конституция независимой Беларуси, и каким может стать новый Основной Закон страны. Нуждается ли он в коррективах и если да, то в каких? Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», шла речь на круглом столе, организованном Издательским домом «Звязда».

Григорий Василевич—Конституция Беларуси разрабатывалась долго и была принята позже, чем во многих других постсоветских республиках, — напомнил декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин. — В чем была основная сложность процесса?

Участник круглого стола Григорий Василевич (в 1994 году работал заведующим юридическим отделом Секретариата Верховного Совета Республики Беларусь) пояснил:

—Конституция написана к концу 1991-го. 18 депутатов, выступивших при первом обсуждении, за исключением одного человека, высказались в пользу того, что ее проект готов. Но все мы прекрасно помним, как развивалась политическая и экономическая ситуация в стране в 1991-1992 годах. Политическая элита того времени не решалась выйти на президентские выборы.

Рабочая группа, возглавляемая заместителем председателя Верховного Совета Василием Шолодоновым, представила текст Конституции, за который и проголосовали депутаты 15 марта 1994 года.

—Статус Президента не был таким уж спорным, поскольку исходили из того, что в этих условиях Глава государства должен обладать весомыми полномочиями: отвечать за экономическую сферу и возглавлять исполнительную власть,— отметил Григорий Василевич.

Конституцию приняли, но до последнего дня шел спор о содержании нескольких статей, например о праве на образование. Существовала точка зрения, что всё образование должно быть платным. Также активно обсуждался вопрос, могут ли земли сельхозназначения находиться в частной собственности.

—Надо отдать должное депутатам Верховного Совета 12-го созыва — они внесли огромную лепту в становление белорусской государственности, — подчеркивает профессор Василевич. — За 5 лет с 1990 года разработаны около 500 законодательных актов. Столько, сколько принято депутатами почти за 50 предшествующих лет. Шла интенсивная, творческая, ответственная работа. Трудились допоздна, задерживаясь на службе до 10-11 часов вечера.

Григорий Василевич уверен:

—Подготовить изменения в Конституцию сегодня легче, чем раньше. Тогда информации было немного. Из конституции США можно было взять только саму идею разделения властей. Какие-то позиции и положения оттуда не подходили под Основной Закон нашей страны. В качестве основы рассматривались конституции прибалтийских государств: Литвы, Эстонии, а также Румынии, Казахстана (принята в 1993 году).

Во время «Большого разговора с Президентом» Глава государства сообщил, что поручил членам Конституционного суда подготовить новую Конституцию. По словам Президента, изменения коснутся усиления роли других ветвей власти, прежде всего исполнительной и законодательной. Изменения могут произойти и в избирательной системе. Александр Лукашенко не исключил введения пропорциональной системы (в настоящее время депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избираются в рамках мажоритарной системы).

—Я проанализировал текст и пришёл к выводу, что пропорциональная или смешанная избирательные системы вполне могут быть и на основе действующей Конституции,— отметил Григорий Василевич. — Предлагал уже сейчас провести выборы в областные Советы по смешанной системе. У нас не практикуется принятие нормативно-правовых актов в виде эксперимента, но почему не попробовать на областном уровне?

По мнению Григория Василевича, потенциал ныне действующей редакции Основного Закона сегодня далеко не исчерпан:

—Коррективы могут быть. Но уже сейчас парламент может более активно реализовывать контрольные полномочия, прописанные в Конституции. Возможны перераспределение властных полномочий, наделение парламента дополнительными правами. Но и та система, которая предусмотрена нынешней Конституцией, предполагает взаимодействие властей. По сути, действующая редакция Основного Закона предполагает сильные парламент и Главу государства.

По мнению профессора Василевича, надо активнее проводить местные референдумы — пусть народ учится отвечать за принятые решения.

—Я за то, чтобы потенциал Конституции использовался в большей мере. Мне кажется, что чем старше Конституция, тем большее к ней уважение, хотя и модификация не исключается, — сказал он.

Наталья Гуйвик, председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

«Необходимо внести изменения в Конституцию как в части избирательной системы, так и в иных частях. Например, у нас давно нет Высшего хозяйственного суда — а в Основном Законе он до сих пор упоминается».

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси:

«Конституция, принятая 25 лет назад, стала тем важнейшим законодательным драйвером, который предопределил контуры сегодняшней белорусской социально-экономической и политической модели и сделал возможной реализацию тех жизненно важных для белорусского народа проектов, которые ныне стали реальностью».

Справочно

В Беларуси действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.