В отличие от артистов, композиторов или писателей имена архитекторов малоизвестны. Мы расскажем о тех, кто причастен к созданию современного облика Минска. Тема сегодняшней экскурсии — здания и сооружения, построенные по проекту Георгия Заборского-старшего.

Идем на Октябрьскую (бывшую Центральную) площадь, в проектировании которой участвовал архитектор. Но прежде возле ГУМа свернем на ул. Ленина, чтобы полюбоваться комплексом жилых домов, построенным в 1950-е годы на отрезке между пр. Независимости и ул. Интернациональной. Здесь был применен новый отделочный материал — керамическая плитка. Большие арочные окна первых этажей, декоративные детали на фасаде, выгодно отличающийся цвет зданий — застройка имеет свое лицо.

На Октябрьской площади еще недавно находился музей истории Великой Отечественной войны. Авторы — два Георгия — Заборский и Бенедиктов. После появления нового здания музея истории Великой Отечественной прежний корпус, которому было 50 лет, вполне могли использовать для других целей. Но кто-то может спросить: а что ценного было в том скромном строении? Стоит заметить, что, когда после войны проектировали музей, Центральную площадь замышляли совсем в другом виде. В соответствии с этим музейный комплекс создавали в классическом стиле, строго и лаконично.

От площади сворачиваем к Дому офицеров и подходим к зданию нынешнего ЦК БРСМ (ул. К. Маркса, 40), построенному в 1953 году. Оно напоминает по стилю застройку проспекта, по которому мы только что шли.

По соседству еще одно творение Заборского, выполненное в соавторстве с Леонидом Левиным. В 1960-е на ул. Энгельса появились под одной крышей кинотеатр «Пионер» и театр кукол. Чтобы оценить сполна это здание-трансформер, стоит заглянуть внутрь, посмотреть на интерьеры фойе с оригинальной мозаикой советского периода, зимний сад. И проверить, сохранился ли небольшой искусственный пруд с живыми рыбками.

Пожалуй, самая известная и символическая работа Георгия Владимировича — обелиск на нынешней площади Победы (ранее называлась Круглой). Известно, что первые наброски будущего памятника зодчий рисовал еще в годы Великой Отечественной войны, находясь после ранения в госпитале. Эти эскизы стали основой будущего монумента в Минске, но честь создать его досталась автору непросто. В 1950 году объявили всесоюзный открытый конкурс на лучший проект. Жюри не утвердило окончательного варианта, но идею Заборского отметило. Победа к зодчему пришла после второго, закрытого конкурса. Задумка воплощалась совместно с архитектором Владимиром Королем и скульпторами Заиром Азгуром, Андреем Бембелем, Алексеем Глебовым, Сергеем Селихановым.

В продолжение экскурсии любуемся входной аркой парка имени М. Горького, а затем отправляемся на нынешнюю ул. М. Богдановича к суворовскому училищу. Здание имеет необычный фасад с рельефными деталями, которые придают строению живость и объем. По образу ничего похожего в Минске, пожалуй, не увидишь. Интересный факт: училище — перестроенная бывшая духовная семинария.

Хочется упомянуть еще несколько точек вдоль главного проспекта, к которым архитектор приложил руку. Это площадь Я. Коласа — памятник поэту создан с участием Заборского. Между парком имени Челюскинцев и ул. Макаенка находится станция Заслоново Детской железной дороги, запроектированная зодчим. А на ул. Чкалова сохранился памятник архитектуры — бывшее здание аэропорта Минск-1, разработанное Заборским в соавторстве. У каждого строения неповторимый запоминающийся облик.

Справочно

Георгий Владимирович Заборский (1909–1999) — один из двух белорусских зодчих, носивших звание народного архитектора СССР. Коренной минчанин. Учился у знаменитого Иосифа Лангбарда, с которым познакомился в Минске на строительстве Дома правительства. Был не только практикующим архитектором, но и педагогом — преподавал на архитектурном отделении (позже факультете) Белорусского политехнического института. С середины 1960-х годов работал в «БелНИИгипросельстрой», создал целое направление в сельской архитектуре. Благодаря Заборскому появились уникальные общественные центры в белорусских поселках, за что он удостоен в 1971-м Государственной премии СССР.

Служил архитектуре практически 70 лет. В 1990 году мэтр участвовал в республиканском конкурсе на лучший проект памятника жертвам массовых репрессий в Куропатах. Сын и внук Георгия Владимировича продолжили династию зодчих. В нынешнем году сразу две даты, связанные с именем Заборского: 27 марта — 20 лет, как зодчего не стало, а 11 ноября — 110 лет со дня его рождения.