Темой недавного круглого стола, организованного дискуссионно-аналитическим сообществом "Либеральный клуб", стал вопрос, как бизнесу взаимодействовать с государством? В рамках мероприятия состоялась презентация исследования "Диалог бизнеса и государства в регионах: как повысить эффективность работы советов по развитию предпринимательства на локальном уровне?".
В интервью порталу Interfax.by автор исследования, эксперт по вопросам взаимодействия государства и бизнеса и антикоррупционной политике Никита Беляев рассказал об эффективности существующих инструментов государственно-частного взаимодействия и поиске наиболее эффективных каналов продвижения интересов предпринимательства в Беларуси.

- Это мероприятие посвящено обсуждению существующего инструментария государственно-частного диалога. В Беларуси достаточное количество инструментов, которые могут быть использованы бизнесом для взаимодействия с госорганами. Однако очень важный вопрос как перевести это количество в качество диалога. В Беларуси сложилась интересная закономерность – если какой-либо инструмент не работает, зачастую вместо его совершенствования создается новый дублирующий инструмент, и всё это превращается в какую-то вечную чехарду.

- В чём-то да. Получается где-то хорошо, где-то плохо, но в целом эти процессы малоизучены. У нас ещё с середины девяностых создано очень много различных советов и комиссий при министерствах, которые выполняли совещательные либо консультативные функции. Создали консультативные Советы. Идея прекрасная. Но её воплощение в жизнь, пока еще, далеко от идела.
Сейчас государство рассчитывает, что на местах появится мелкий бизнес. Но проблема в том, что нету полного понимания, чем действительно живет локальный бизнес. И как раз сравнительно недавно созданные советы по развитию предпринимательства должны были стать локомотивом развития диалога бизнеса и государства на локальном уровне. Но эту идею не получилось реализовать в полной мере. Где-то эти Советы работают хорошо, но в большинстве случаев, к сожалению, не очень. И проблема, наверное, в том, что на сегодняшний день не существует никаких закрепленных стандартов их работы. Так, советы по развитию предпринимательства в регионах, зачастую дублируют в чем-то негативную практику работы исполнительных комитетов. Потому в Беларуси должен быть единый орган, координирующий деятельность этих региональных советов по развитию предпринимательства.

Ситуацию усугубляет и то, что существует масса проблем, связанных с тем, как принимаются решения в республике. Даже те вопросы, которые де-юре должны приниматься на уровне районов или областей, (к примеру, местные ги), решаются на уровне Минска. И получаются нередко очень удручающие результаты.
Взять хотя бы повышающий коэффициент налога на землю. У многих просто не было возможностей и средств заплатить этот налог. Они шли в местный исполком, в частности, Витебский. И там даже чиновники не могли изменить эту ситуацию, потому что это решение было спущено из Минска.

- Я соглашусь с вами, что оптимизма больше. Здесь выступают два важных фактора. С одной стороны, в правительство пришли и продолжают приходить новые люди. К примеру, первый заместитель премьер-министра Александр Генрихович Турчин со своей командой делает очень много нового и полезного.
С другой стороны, государство подошло к такой черте, когда стало понятно, что без создания нормальных условий для развития бизнеса Беларусь просто не будет развиваться и впадёт в стагнацию, которая ничего хорошего для нашей страны не принесёт. Многие предприятия в регионах просто не выдерживают конкуренции и не являются палочкой-выручалочкой для местных властей, соответственно и населения этих регионов. Власти начинают делать ставку на бизнес.
Но за что ратуем мы, проводя все эти исследования? В первую очередь, за повышение эффективности существующей системы представительства интересов бизнес-сообщества.
-
- Я думаю, что систему так или иначе усовершенствуют. Потому что:
1) есть заинтересованность со стороны государства;
2) есть идея готовить реформу этой системы, налаживать взаимодействие между бизнесом и государством;
3) будет обновлено положение об общественно-консультативных советах;
4) намечается реформирование советов по предпринимательству.
Потому с учётом всего этого мы подготовили рекомендации, выводы и предложения по тому, как это всё максимально полезно и эффективно провести перед подготовкой новых изменений.

Правда, эволюционный процесс действительно пошёл. Если мы посмотрим на отношение главы государства в конце девяностых к людям бизнеса и сейчас, то увидим большую разницу в этом отношении. Это можно судить по очень знаковому событию, когда в конце 2018-го года был проведён "круглый стол" с представителями бизнеса для того, как и куда идти дальше. На мой взгляд, было бы очень полезно проводить такие "круглые столы" регулярно, чтобы бизнес-сообщество делилось с президентом своими проблемами, рекомендациями и идеями.
То есть реализовать такой формат "большого разговора", но с бизнес-сообществом.