Педагог плакала, а ученика на пороге выпускного хотели исключить из школы… Как медиация помогает разрешить серьезные конфликты, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

Сергей* учился в 11-м классе одной из столичных школ. С оценками проблем не было, с товарищами не конфликтовал. Правда, после происшествия, случившегося на перемене, жизнь подростка резко изменилась. В тот день старшеклассники из разных параллелей баловались: надевали на голову портфели и носились за девчонками. Шутки шутками, но звонок на урок не утихомирил шумную братию. Когда в класс вошла учитель математики Лидия Ивановна*, то увидела по меньшей мере странную картину: Сергей с рюкзаком на голове бродил по классу, а девочки от него врассыпную. Шум и гам, ребятам не до урока! А ведь на носу выпускные экзамены. Лидия Ивановна — педагог почтенного возраста. О таких говорят: старой закалки. Недолго думая, женщина сорвала рюкзак с Сергея, выразив свое недовольство весьма грубыми высказываниями в адрес подростка. Школьник, попав под горячую руку, ответил агрессивно. Оскорбленная Лидия Ивановна выгнала парня из класса. Разбирательство продолжилось в кабинете у директора. Разгорелся конфликт, который сопровождался словесной перепалкой на каждом уроке. У Сергея отметки покатились вниз. Родители переживали: сын в депрессии, замкнулся. Учитель плакала. Возник вопрос об исключении парня из школы. Можно лишь предполагать, во что вылился бы конфликт: находясь в подавленном состоянии, подростки склонны совершать необдуманные поступки…

С 2016 года в девяти минских школах реализуется проект «Учимся понимать друг друга». Его инициаторами стали комитет по образованию Мингорисполкома и центр «Медиация и право» Белорусского республиканского союза юристов.

— Во всех районах города были созданы школьные службы медиации. Каждое учреждение образования направляло в наш центр для обучения группу учеников и педагогов. Мы знакомили участников проекта со способами разрешения конфликтов, — рассказывает руководитель центра Ирина Орловская. —Сегодня наши юные медиаторы успешно помогают детям, родителям и педагогам в стрессовых ситуациях.

Когда может потребоваться медиация? Например, ученик в ссоре с одноклассниками или вовсе оказался изгоем: перешел в новую школу, а сверстники его не приняли. Свои переживания скрывает от взрослых.

— Двухлетний опыт работы в проекте показал: ученики, оказавшиеся в сложной ситуации, быстрее идут на контакт с детьми. Поэтому в школьных службах конфликты разрешаются с помощью юных медиаторов, — говорит И. Орловская.

Правда, когда речь идет о недопонимании между ребенком и учителем, в работу службы включаются педагоги-медиаторы.

— Сегодня возможности школьной медиации планируем расширять, применяя различные формы урегулирования конфликтов — не только классическую, когда с помощью переговоров между собой мирятся обидчик и пострадавший. Станем вовлекать в процесс весь класс. Речь идет о проведении так называемых кругов сообщества. Для этого мы закрепили за каждой школой куратора — опытного медиатора нашего центра, — рассказывает И. Орловская.

Если потребуется, специалист поможет разрешить спор. Кстати, возвратимся к рассказанной истории. Как для Сергея, так и для Лидии Ивановны все завершилось благополучно. В школе, где назрел конфликт, работали юные медиаторы.

Учитель математики не сразу согласилась поучаствовать в перемирии, так как считала себя абсолютно правой. Медиаторы индивидуально беседовали с ней, с подростком, а затем и с каждым учеником класса. Ситуацию разбирали пошагово.

— После чего садились в общий круг и обсуждали проблемы, выявленные в разговоре тет-а-тет. Каждый проговаривал свое видение ситуации, чтобы все друг друга услышали. При этом важно было сохранить статус учителя, — подчеркивает И. Орловская.

Как выяснилось, Сергей был втянут в ту злополучную игру случайно. В тот момент, когда Лидия Ивановна вошла в класс, парню накинули рюкзак на голову. Не разобравшись в ситуации, учитель грубо обошлась с учеником. С помощью медиации конфликт был разрешен. Его участники пришли к пониманию того, что все мы люди и порой ошибаемся. Главное — быть услышанным.

* Имена изменены.

Справочно

Часто причиной того, что у ребенка возникают неприятности в школе или в общении со сверстниками, становятся проблемы в семье. К медиации могут прибегнуть и родители. Школы, в которых созданы службы медиации, могут работать как ресурсные центры для других учреждений образования.