Михаил ПАСТУХОВМихаил ПАСТУХОВДоктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, судья Конституционного суда Республики Беларусь первого состава (апрель 1994 — января 1997 гг.). Эксперт по вопросам судоустройства, судопроизводства, конституционного и европейского права. Один из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы, проекта Конституции 1994 г., закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» 1994 г.

15 марта исполняется 25 лет со дня принятия Конституции независимой Беларуси. Многое с тех пор изменилось, как и содержание Конституции. Власти снова предлагают внести изменения, а возможно, и принять новую Конституцию.

Какую Конституцию хотят власти?

Год назад на встрече с судьями Конституционного суда Александр Лукашенко поручил им подготовить изменения в Конституцию «...исходя из требований нашей жизни». При этом он указал, что «...важно выбрать время, когда мы будем подбираться к корректировке этого закона, и определить основные направления, по которым будем работать».

В «Большом разговоре с президентом» Лукашенко снова заговорил о поправках в Конституцию: «Сегодня я склонен к тому, что новую Конституцию нам придется принимать. Нам придется усиливать другие ветви власти, исполнительную, законодательную. Может, что-то, но после серьезного анализа, надо будет предпринять по избирательной системе. Вводить или не вводить пропорциональную систему, или остановиться на мажоритарной. Это будет сделать просто — уже опыт есть и России, и Казахстана, других стран. Мы его изучим».

И далее: «Я вам клянусь, что эта Конституция не будет продавливаться, не будет приниматься нахрапом, не будет с моей заинтересованностью». Он также отметил: «Я буду самым заинтересованным человеком, чтобы Конституция соответствовала реалиям, которые сложатся в нашем государстве».

Лукашенко подчеркнул, что вопрос о новой Конституции будет рассмотрен в ближайшие годы: «Думаю, это не пять лет, гораздо меньше».

В вышеприведенных высказываниях сделаю акцент на нескольких моментах.

Во-первых, речь идет о подготовке новой Конституции. Однако в действующей Конституции прописана лишь возможность внесения в нее изменений и дополнений (ст. 140). Вопрос о принятии новой Конституции не урегулирован.

Во-вторых, предлагается усилить другие ветви власти, в том числе исполнительную и законодательную. Но возникает вопрос: к какой ветви власти относится президент? Согласно ст. 6 Конституции, президент вообще не входит в систему разделения властей. Получается, что он сам по себе. Своим положением и полномочиями он отменяет основные принципы государственного устройства и олицетворяет единовластие.

В-третьих, ожидается корректировка избирательной системы. Предлагается изучить опыт стран-членов СНГ.

В-четвертых, дается обещание, что «...конституция не будет продавливаться». В это трудно поверить, поскольку глава государства, по сути, сделал заказ на новую Конституцию. Значит, она должна ему понравиться.

В-пятых, указаны неопределенные сроки принятия Конституции.

Вопросов остается много. Что собираются менять в Конституции? С какой целью? Как будет избираться президент? Как он собирается «поделиться» своими полномочиями с исполнительной и законодательной властью?

Не менее интересно и то, как разработчики Конституции догадаются о сокровенных желаниях Лукашенко, который будет «...самым заинтересованным человеком, чтобы Конституция соответствовала реалиям, которые сложатся в нашем государстве»?

Очевидно, что власти темнят, пытаясь оставаться светлыми и пушистыми. На самом деле это — работа чрезвычайной важности. По всей видимости, она будет вестись узкой группой надежных юристов в условиях конфиденциальности, что является отступлением от установленных принципов нормотворческой деятельности.

Я предлагаю свой проект Конституции

В свое время я был судьей Конституционного суда и детально изучал положения Конституции 1994 года и нормы законодательства. За прошедшие десятилетия у меня сформировалась модель Конституции, которая наиболее подходит для Беларуси. Это — Конституции 1994 года с изменениями и дополнениями.

Поправки должны быть направлены на понижение роли президента в системе органов власти. Если оставлять должность президента, то по типу германского президента. Он вроде бы и есть, и его вроде бы и нет. Главная фигура — канцлер, который избирается в результате согласования интересов парламентских фракций.

Можно и вовсе обойтись без должности президента, возложив полномочия главы государства на председателя парламента. Так было в Беларуси до учреждения должности президента.

Я подготовил проект новой редакции Конституции, и вы можете с ним ознакомиться и высказать свои суждения. Смотрите проект в приложении к статье.

Сделаю акценты на наиболее существенных новациях проекта.

Первое: предлагается изменить административно-территориальное страны и ввести деление на округа, районы и города.

Второе: прописать государственные символы Беларуси (флаг, герб, гимн).

Третье: отменить смертную казнь как варварский вид наказания, несовместимый с правом человека на жизнь.

Четвертое: ввести должность уполномоченного по правам человека как дополнительное средство защиты прав и свобод граждан.

Пятое: перейти к смешанной избирательной системе при выборах в парламент и местные представительные органы. При этом половина мест депутатов будет избираться по одномандатным округам, а половина — по партийным спискам.

Шестое: президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 45 лет, обладающий избирательным правом, знающий белорусский язык, не имеющий противопоказаний для занятия должности государственного служащего и проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет перед выборами.

Седьмое: президент будет избираться Всебелорусским народным собранием (Всебелорусским конгрессом), в состав которого войдут депутаты парламента, а также депутаты местных представительных органов. Срок его полномочий — 4 года. Предельный возраст для замещения должности — не старше 65 лет.

Восьмое: полномочия президента будут существенно урезаны. Он сохранит право подписывать законы, предлагать кандидатуры для избрания парламентом, награждать по предложениям государственных органов, осуществлять помилование по инициативе председателя Верховного суда, представлять государство в отношениях с другими государствами и международными организациями. Он перестанет быть главнокомандующим, руководить кем-то, кроме небольшого штата помощников и секретарей. Зарплату ему будет определять парламент.

Девятое: правительство станет авторитетным и самостоятельным органом власти, формируемым депутатскими фракциями на основе достигнутого компромисса.

Десятое: судьи высших судов будут избираться на должность парламентом по предложению Всебелорусского совета судей сроком на 5 (6) лет. Судьи нижестоящих судов будут избираться местными представительными органами по предложению Всебелорусского совета судей сроком на 4 года с правом переизбрания на должность.

Как принять новую Конституцию?

Конечно, рассчитывать на поддержку проекта от власти не приходится. Тем более что в соответствии с ним претендентом на высшую должность не может быть лицо, достигшее 65 лет.

Легальной формой утверждения новой редакции Конституции может быть Всебелорусское народное собрание. Да-да, та форма которая использовалась пять раз, когда Лукашенко собирался в очередной раз баллотироваться в президенты.

Согласно ст. 3 Конституции, единственным источником власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. При этом ст. 37 Конституции гарантирует гражданам право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

К тому же в Беларуси действует закон «О республиканских и местных собраниях» от 12 июля 2000 г. Эти собрания могут созываться по мере необходимости для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни. Правда, право созывать республиканские собрания предоставлено исключительно президенту (ст. 7 закона).

Но очевидно, что это положение противоречит Конституции, поскольку все граждане равны. Любой гражданин вправе предложить вопрос для обсуждения, и если он получает поддержку, то его можно обсуждать как на местных, так и на республиканских собраниях.

Значит, по праву, данному нам Богом и Конституцией, мы можем свободно собираться и спокойно обсуждать, как нам жить дальше. Если народ выйдет на улицы, то он может делегировать представителей на принятие решений от своего имени.

Так, была принята Декларация независимости США 4 июля 1776 года, Декларация прав человека и гражданина Франции 25 августа 1789 года. Опыт этих стран повторили и наши предки в марте 1918 года, приняв документы о независимости БНР и о правах ее граждан.

Понятное дело, что первым шагом на пути к принятию новой редакции Конституции должно быть образование Конституционной комиссии из числа специалистов и всех желающих. Работа этой комиссии может продолжаться как угодно долго. К примеру, комиссия по подготовке Конституции 1994 г. работала более трех лет.

Окончательное слово в принятии новой Конституции должен сказать легитимный и демократически избранный парламент. Таковым по Конституции 1994 г. является Верховный Совет Республики Беларусь. Он должен продолжить эстафету белорусского парламентаризма и увековечить себя возрождением Конституции. Для этого нужна одна малость — свободные и честные выборы. А для этого — образование нового состава Центральной избирательной комиссии. Еще раньше — одобрение проекта новой Конституции и назначение парламентских выборов.