В современных реалиях это не такая уж простая задача.

Автор и руководитель социального проекта об интернет-безопасности для детей Netka.by Ольга Корсун рассказала в интервью Naviny.by о том, какова роль гаджетов в воспитании детей, как убедить ребенка не пользоваться смартфоном слишком долго и каким должен быть уровень доверия в родительском контроле.

Фото из личного архива Ольги Корсун— С какого возраста ребенку можно давать пользоваться смартфоном?

— В наших реалиях об этом рассуждать бесполезно, потому что дети сами диктуют свои условия. Родители в состоянии контролировать только более ранние периоды — например, когда в 2-3 года дают смартфон ребенку, чтобы он не мешал. Это то, что еще можно контролировать.

Как правило, в первый класс уже однозначно они идут со смартфонами, и попадают в социум, где без телефона уже невозможно. С этим приходится считаться.

По статистике уже первый-второй класс минимум два часа в день сидят в телефоне. Я просто не верю в рекомендации по часу в день или по 45 минут, что они будут выполняться. Будет лучше ставить условия, когда несколько дней в неделю ребенок будет без смартфона.

— Уговорить ребенка на день отказаться от смартфона — реально ли?

— Можно договориться обо всём, если предложить детям альтернативы. Сейчас мы чаще сталкиваемся с тем, что родители так загружены своими проблемами, что им просто некогда предложить что-то другое. Не просто «иди книжку почитай», но и в виде своих живых глаз, которые заинтересованы в жизни своих детей.

— Можно ли встроить обучающие приложения в воспитание ребенка?

— Конечно, дети к этому и стремятся. А родители и система образования, даже наоборот, пытаются приостановить этот процесс. Но он запустился и необратим. Всё больше и больше эти технологии будут применяться в воспитании детей.

Другой вопрос, что это невозможно без доверительного контроля со стороны взрослых. Это должен быть не тотальный контроль, а понимание и общение с детьми, постоянное взаимодействие. Без прямого участия взрослых к добру это не приведет.

— Как не переборщить с родительским контролем?

— Надо начать с того, чтобы ребенок понимал — родители несут полную ответственность за жизнь ребенка, в том числе и в интернете. Потому они должны знать, чем живет ребенок в интернете. Они же не дают ему в 6 лет управлять автомобилем.

Контроль нужен для того, чтобы обучать ребенка, понимать, что он многого не знает. Это как учить кататься на велосипеде — вначале придерживают, а потом постепенно отпускают.

Контроль должен быть только доверительным, не тайным, если это не критические ситуации. Я категорически против контроля без ведома ребенка. При первом же проколе между родителями и ребенком настолько разрывается доверительная связь, что последствия могут быть очень серьезными, о которых родители не будут подозревать.

Дети сами придут и многое расскажут, сами поделятся тем, что им странно или непонятно. Они поделятся своими опасениями охотно, если смогут доверять своим родителям.

У меня с дочкой был договор с самого начала — я должна её обучить, как грамотно жить в интернете, и потому я имею доступ ко всему, что она там делает. Но с ее согласия и всегда вместе. Это не значит, что она легла спать, а я лезу в ее телефон. Она знает, что я это делаю, и она знает, что это будет до тех пор, пока я ее не научу, это моя ответственность, и я не буду ее ругать за ошибки.

— Какова роль приложений родительского контроля?

— Приложений масса, и можно варьировать функции. Они есть для компьютера, для смартфона, кому-то важна геолокация, а кому-то надо понять, сколько времени ребенок проводит в интернете, и поставить лимит.

Но начальным этапом всегда должна быть договоренность с ребенком и понимание: «Да, я буду тебя контролировать, это моя ответственность и обязанность. Но не потому, что я тебе не доверяю, а потому что хочу тебя научить».

Важнее всего спрашивать у ребенка, что нового он узнал в интернете, что его удивило или порадовало. Этот человеческий фактор, на нем всё держится.

— Что привело вас к этой теме?

— Одним из толчков для запуска проекта стала школьная группа в Viber, где общаются одноклассники дочери. И я увидела, что появляется зародыш кибербуллинга (травли в интернете. — ред.) одного ребенка. Я поняла, что они теряют контроль от того, что в глаза не смотрят, и начинают травить ребенка и обижать его.

Мы проговорили это, и стало очевидно, что второй класс — это уже поздно для таких разговоров, надо было заняться этим раньше. Но это невозможно сделать, не понимая, чем живут там дети и как они общаются.

Фото pixabay.com— Какие риски для родителей создает необдуманное поведение ребенка в интернете? Могут ли через детей злоумышленники вытягивать чувствительную информацию?

— Да, такое бывает. Но часто злоумышленникам даже не надо куда-то лезть и спрашивать, дети сами всё выкладывают в интернет (и взрослые, кстати, тоже). Из информации о родителях могут запрашивать номера банковских карт, обстоятельства, при которых можно ограбить квартиру, или что-то, что может скомпрометировать родителей.

Также есть явление кибергруминга (совершение развратных действий), когда угроза направлена непосредственно ребенку. Большинство детей в начальной школе имеют виртуальных друзей, с кем общаются только в сети. Родители же об этом не знают и уверены что это не так. И это не только аккаунты в социальных сетях, это могут быть открытые группы в Viber.

Виртуальные знакомые могут начать зазывать в приватный чат, личную переписку. И простое ограничение времени пребывания в интернете не защищает от рисков и опасностей, которые там есть.

К сожалению, даже самые безобидные детские приложения могут иметь в себе вирусы, которые могут запускать негативно влияющую рекламу или порноролики. И это сразу сложно разглядеть, надо внимательно анализировать приложения, которые ставите. А то родители ставят и даже не догадываются. Дети сталкиваются с неприятными вещами.

— Как можно обучать ребенка пользоваться интернетом, показывая и риски, и возможности?

— Они сами начинают учиться, если в 2-3 года они на родительских смартфонах-планшетах играют в простенькие игрушки или смотрят мультики, то в первом-втором классе они по-своему сидят в соцсетях. Tik Tok, Kwai, Like — эти приложения стоят даже у дошкольников.

Надо показывать, что там есть опасного и как этого избегать. У некоторых родителей есть позиция — нечего ему там делать, вырастет, потом сам разберется, а сейчас всё запрещу. Но можно объяснять, что интернет это классно и без него никуда, какие есть интересные блогеры, а какие нет.

Важно смотреть, что у ребенка получается, и направлять его интересы в интернете в продуктивное русло.