Мусоросортировочный завод на ул. Павловского за год достиг 40 % проектной мощности, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в УП «Спецкоммунавтотранс». Журналист побывала на заводе и узнала, как работает предприятие.

Объект был сдан в эксплуатацию осенью 2017 г. На 7 га разместились весовая, производственный и вспомогательный корпуса с мастерской для техники, складами готовой продукции, административный блок, автономная котельная. За мусором в город выезжают более 70 автомобилей, которые делают по нескольку рейсов в день. Транспорт сначала взвешивают с грузом, а затем пустой, чтобы определить массу привезенных отходов.

CAM_6270 copyCAM_6236 copyCAM_6244 copyВ производственном корпусе из мусора рабочие вначале отбирают предметы, которые могут повредить сортировочные линии и поэтому не должны туда попасть. Например шины, обувь, ветошь, строительные отходы, камни. Оставшееся сырье проходит несколько ступеней очистки. Прежде всего вторичные материальные ресурсы (ВМР) сортируют по видам: картон, пленка, ПЭТ-бутылка, алюминиевые баночки. Затем они попадают в специальные сетчатые контейнеры, из которых выгружаются на конвейер, движутся к прессу, уплотняются и упаковываются. Готовую продукцию забирают отечественные производители и перерабатывают в различные материалы и изделия для повторного применения.

Проектная мощность нового завода — 100 тыс. т в год. Однако по ряду объективных причин сразу обеспечить переработку такого объема вторсырья невозможно.

CAM_6253 copyCAM_6246 copyCAM_6295 copy— За год работы вышли на 40 %, — отметил начальник производства УП «Спецкоммунавтотранс» Алексей Тарарук. —Проектно-сметная документация (ПСД) разрабатывалась в 2011-2012 г., а завод введен в эксплуатацию в 2017-м. За это время многое поменялось, в частности, морфология (состав) мусора, а значит, и экономическая составляющая.

То, что было раньше и сейчас — большая разница. Мы не можем переработать такую массу мусора, какая предусматривалась в проекте. В частности, например потому, что производители уже ушли от некоторых видов упаковки, которые предполагалось сортировать. Кроме того, не представляется возможным реализовать ряд технических и технологических решений, заложенных 6-7 лет назад в ПСД. Тем не менее понемногу движемся вперед, экспериментируем и постепенно наращиваем мощности.

CAM_6314 copyCAM_6346 copyCAM_6331 copy— Каким образом?

— Например, увеличиваем скорость движения конвейерной ленты. Пытаемся маневрировать, переставляя персонал на те или иные участки, чтобы улучшить качество сортировки. Тут нужно понимать: если увеличивается скорость конвейера и прохождения по нему сырья, количество выбираемых полезных фракций уменьшается. И наоборот, если скорость уменьшается, увеличивается количество отобранных ВМР, но при этом на операцию у сортировщиков уходит больше времени. Мы нашли оптимальный вариант и придерживаемся его. Однако есть еще проблема. Даже если мы достигнем 100 тыс. тонн сортировки в год, все равно 70 % того, что привозят к нам грузовики, попадет на полигон для дальнейшего захоронения.

— Почему?

—Не все ВМР у нас в стране перерабатываются. Взять тот же полиэтилен. У него очень много видов. Есть, например, пленка высокого давления и есть низкого. Они имеют разные характеристики и химический состав, поэтому одному переработчику, имеющему соответствующие технологии, могут подойти, а другому — нет. Если вы покупаете в магазине хлеб, макароны или другие продукты, всем понятно, что они упакованы производителем. А тот идет по пути наименьшего сопротивления и использует упаковку подешевле, чтобы не повышать себестоимость товара. И не думает о том, переработается она потом или нет.

Какие ВМР отсортировываете?

— Например стекло, но только тарное: пивные бутылки, сок, закаточные банки. Если человек выбросит оконное стекло или посуду из керамики, они по своим свойствам и технологическим моментам не подойдут для переработки. Отсортировываем ПЭТ-бутылку, пленку высокого и низкого давления, макулатуру, а также изношенные шины, металлолом, алюминиевые и жестяные баночки.

Пробовали отбирать пенопласт. Нашли потребителя, который забирал и применял его для строительных нужд. Но в мусоре он попадается редко и в незначительном количестве. К тому же он легкий. А заказчики к пенопласту предъявляют определенные требования: чтобы не был загрязнен и имел нужные им свойства. Учитывая, что такие отходы люди обычно бросают в контейнеры, затем они перевозятся в мусоровозе вместе с другим сором, соблюсти это трудно. И все же мы пытаемся отбирать то, что имеет товарный вид. Доходы от такой деятельности незначительные, но по крайней мере это способствует сохранению экологии.

— С чем работать наиболее экономически выгодно?

— С ПЭТ-бутылками. Они легкие, но дают довольно большие объемы даже в спрессованном виде. Стали сортировать их и по цвету: коричневая, зеленая, синяя, а раньше шел микс, только белую отделяли. На этом тоже зарабатываем.

CAM_6371 copyCAM_6373 copyCAM_6380 copyCAM_6387 copyНаходят на заводе и другие технические и технологические решения, которые могут дать хороший экономический эффект. Реализовать их можно при наличии денежных средств. В ближайшее время на заводе планируют усовершенствовать логистику. Например, жестяные баночки, крышки от закаток, которые в автоматическом режиме отбирает магнитный сепаратор, будут уплотнять специальным прессом, чтобы готовая продукция занимала меньше места.

Фото Сергея Лукашова