Комплекс «Сателлит-2» обеспечивает радиотехническую защиту самолетов от высокоточного радиоуправляемого оружия.

Предприятия белорусского ВПК в состоянии выпускать средства радиоэлектронной защиты летательных аппаратов, не имеющие аналогов в мире.

На ОАО «558-й авиаремонтный завод» в Барановичах реализуется программа ремонта и модернизации штурмовиков Су-25. В рамках этой программы Су-25 оснащаются аппаратурой индивидуальной радиотехнической защиты (АРТЗ) «Сателлит» разработки и производства этого же предприятия.

Фото: mil.byЧтобы ракета противника промахнулась

Как следует из информации завода-производителя, «Сателлит» предназначен для обеспечения радиотехнической защиты летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата (АРКП) и зенитных ракетных комплексов (ЗРК) противника.

Под таким оружием подразумеваются АРКП и ЗРК, оснащенные ракетами с полуактивными и активными радиолокационными головками наведения.

Чтобы обеспечить высокоэффективную радиотехническую защиту самолета-носителя, используется ретрансляционный принцип создания помехового воздействия. Он заключается в приеме зондирующего сигнала или сигнала подсвета подавляемого радиоэлектронного средства (РЭС), его анализа, усиления, наделения помеховой модуляцией и излучения.

При этом формируются следующие типы помеховых воздействий:

- имитирующие помехи каналам обнаружения цели АРКП (ЗРК);

- уводящие помехи угловым каналам сопровождения АРКП (ЗРК);

- уводящие помехи каналам сопровождения активных и полуактивных радиолокационных головок наведения управляемых ракет.

Индивидуальная защита самолета обеспечивается созданием дезинформационной обстановки на экранах РЭС атакующего средства: многофункциональных бортовых радиолокационных станций самолетов-истребителей (перехватчиков), радиолокационных станций сопровождения (подсвета, наведения) ЗРК, а также активных (полуактивных) радиолокационных головок наведения управляемых ракет.

Помеховое воздействие атакующему РЭС создается на всех этапах его работы: при обнаружении цели, захвате на автосопровождение и наведении ракеты.

При этом на индикаторах радиоэлектронных средств управления оружием противника не формируется признак помехового воздействия и возможен пуск управляемой ракеты по ложной маневрирующей цели.

Ракета, отрабатывая значительные ложные угловые команды управления, быстро теряет скорость, что приводит к уменьшению дальности ее полета, увеличению текущего промаха, и в итоге цель не поражается.

Подавлению подлежат все типы моноимпульсных локаторов управления оружием с радиолокационным наведением ракет на цель, в том числе с быстрой (поимпульсной) перестройкой параметров (длительности, периода повторения импульсов, несущей частоты).

Конструктивно «Сателлит» представляет собой два контейнера с аппаратурой, которые размещаются на точках подвески вооружения под крылом самолета, а также пульт управления и индикации, установленный в кабине.

Контейнеры состоят из двух комплектов одинаковых по составу блоков, обеспечивающих защиту передней и задней полусферы. Каждый контейнер обеспечивает возможность подвески к нему штатного вооружения, изначально предназначенного для установки на этой точке подвески.

Новая версия еще круче

Недавно специалисты предприятия представили усовершенствованную версию АРТЗ — «Сателлит-М2», охватывающую уже весь радиолокационный диапазон, в котором работают наземные комплексы ПВО и воздушные средства перехвата.


Беларусь выходит в лидеры на рынке средств радиоэлектронной борьбы«Сателлит-М2» способен работать в полностью автоматическом режиме, не отвлекая летчика от выполнения боевой задачи, и противодействовать ЗРК малой, средней и большой дальности, а также средствам воздушного перехвата. Ныне это единственный в мире подобный тип широкодиапазонной аппаратуры, сообщает военная газета «Во славу Родины».

Эксплуатация бортовой аппаратуры подтвердила, что ее специального обслуживания не требуется. В случае возникновения неисправностей отказавший блок определяется при помощи встроенной системы контроля и просто заменяется на исправный. В аппаратуре предусмотрено документирование полетной информации.

По словам специалистов барановичского авиаремзавода, «Сателлит-М2» может устанавливаться на воздушных судах всех типов.