Потухли и поиссякли старые локомотивы белорусской модели Совок/Госплан. Новым 40+-летним министрам не с руки повторять мантры начальников из 90-х о восстановлении старых хозяйственных связей, работать в рамках повестки для бедных развивающихся стран Африки середины XX в. Им нужен драйв и динамизм, а его от колхозно-совхозной системы, старых полуразрушенных заводов и фабрик не получишь. Поэтому молодые кадры в Совмине заговорили по-новому. Сектор услуг - вот мотор экономики XXI в. ИТ-сектор, логистика, финансы, туризм, образование и здравоохранение - на этом можно создать экономику и в $200 млрд., если принять и понять одну фундаментальную вещь. Во главе экономики услуг стоит свободный человек. Гарантия его свободы - частная собственность.
То есть превращение ИТ-сектора и логистики в локомотив белорусской экономики нужно начинать с реализации базовых правовых принципов западной цивилизации. Будет верховенство права, независимый суд, частная собственность и открытая конкуренция - будет благосостояние и прогресс. Об этом в свежих «Экономических диалогах» рассуждают постоянный автор «БелГазеты», руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав РОМАНЧУК и руководитель белорусско-польского делового портала Polbel.biz Алексей КОЛБ.
ПОКА АПЛОДИРУЕМ, А ЧТО НА ВЫХОДЕ?
Ярослав Романчук: - Новый первый вице-премьер Александр Турчин заявил, что для достижения поставленной президентом цели - $100 млрд. ВВП в 2025г. - одним из драйверов роста должен стать сектор услуг, в первую очередь ИТ-сфера и транспортно-логистическая отрасль. Это новый фейк или правильное целеполагание?
Алексей Колб: - Здравомыслящие люди Беларуси должны радоваться, что наконец-то сделано заявление о том, что важны не надои, не центнеры с гектара, а современные продукты и услуги, современные бизнесы, которые имеют гораздо большую добавленную стоимость, чем выращивание огурцов или разведение африканских сомов в белорусских озерах. Поэтому, как говорится, стоя аплодируем программному заявлению г-на Турчина. Его намерение очень правильное. Остается только следить, как оно будет воплощаться в жизнь.
Романчук: - Чтобы экономика выросла с $55 млрд. до $100 млрд., действительно необходимо что-то сделать с ИТ-сферой и транспортно-логистической отраслью. И не только с ними. Сегодня эти сектора едва ли даже 5% ВВП формируют. А тут делается ставка на них для очередного удвоения ВВП в долларовом выражении. Главное, чтобы лозунги не остались только лозунгами, как было все предыдущие 5 пятилеток. Надо, чтобы они были воплощены в дело.
Александр Турчин, представляя коллективу нового министра связи и информатизации Константина Шульгана, сказал правильную вещь: «Стране нужно не министерство связи в узком, отраслевом смысле, и даже не центр информатизации, а мощный интеллектуальный, стратегический штаб по развитию цифровой экономики в масштабах всей страны… Развитие оптоволокна, 4G, электронных услуг - это все, конечно, важно. Но это лишь малая часть работы… Прежде всего в фокусе вашего внимания должна быть цифровизация всей экономики страны. Образно говоря, спектр ваших задач - от индустрии 4.0 в промышленности и точного земледелия в сельском хозяйстве до создания полноценной системы электронной медицины в стране». Он назвал те вещи, которые, так или иначе, входят в концепцию «IV пром­революция» от Всемирного экономического форума (ВЭФ). В стране появился человек, ставящий цели, которые тождественны целям немецкого правительства, ЕС и даже Америки.

Колб: - Думаю, похожие цели стояли и в программных документах Сингапура 20-летней давности. Цель есть. Идея есть. Вопрос только в исполнении нижестоящими чиновниками. У нас многие вещи хорошо начинались, а заканчивались через пень-колоду. Вот только один пример. В конце 2006г. в Беларуси был впервые принят закон об электронной цифровой подписи. Все радовались, шапки вверх бросали. А чем все закончилось? У каждого министерства, каждого ведомства, у каждого регистрирующего, сертифицирующего или лицензирующего органа своя электронная подпись. В результате предприятиям нужно покупать эти потешные флешечки - одну для ФСЗН, другую - для налоговой, третью еще куда-то. Причем покупать приходится чуть ли не каждый год или раз в два года.
Романчук: - Говорят, эта проблема будет решена в ближайшем будущем.
Колб: - Ближайшее будущее - понятие не конкретное. Оно может наступить и в 2500г.
Романчук: - То есть проблема, скорее, не в принципале, который раздает распоряжения и приказы, а в исполнителе, в агенте?
Колб: - Да.
Романчук: - Сложно будет совковую белорусскую экономику, где треть - в отдельных отраслях половина - предприятий хронически убыточна, совместить с 3D-принтингом, искусственным интеллектом, роботами, усиленной реальностью и т.п. Крепкие хозяйственники мигом готовы стереть в нанопыль любые объемы бюджетных ресурсов.
Колб: - Вот тут как раз и может быть уместна помощь бизнес-союзов. Там работают люди, которые имеют личный опыт работы на рынке, знают опыт других стран, поэтому могут подготовить обоснованные экспертные предложения правительству, чтобы помочь чиновникам достичь декларируемые ими цели роста экономики Беларуси. В первых публичных заявлениях нового правительства мне импонирует то, что акцент делается не на закупку нового оборудования, а на развитие сервиса услуг. Это важный перелом в парадигме чиновников.
КЛИНИКА
Романчук: - На днях новому руководству Совмина вручили Национальную платформу бизнеса-2018. Квинтэссенция ее - начинать изменения надо с декриминализации, с амнистии капитала, с прав собственности. То есть во главу угла бизнес ставит права собственности. Для справки: в Международном индексе защиты прав собственности Беларусь занимает только 103-е место. Что нужно сделать новому правительству, чтобы бизнес был уверен в том, что правила игры будут стабильны и предсказуемы, а права собственности - священны?
Колб: - Министерства должны перестать зарабатывать.
Романчук: - То есть должен быть ликвидирован конфликт интересов. Именно этого требовал Лукашенко еще в 2015г.
Колб: - Предыдущие министры, «торжественно» отправленные на пенсию, игнорировали это требование президента. Давай скрестим пальцы, чтобы новое правительство не уходило в игнор.
Романчук: - Недавно в газете «СБ. Беларусь сегодня» была опубликована статья главы Комитета госконтроля Леонида Анфимова. Читаем: «С содроганием думаю, что было бы со страной, если бы все раздали в частную собственность или закрыли неэффективно работающие предприятия… Капитализм во всей красе себя проявил. Вам будут улыбаться, сулить золотые горы, но это будут улыбки с волчьим оскалом». Как будто большевистский памфлет российского публициста и прозаика Александра Проханова читаешь. И это пишет чиновник, который принимает решения при согласовании документов, в том числе по экономической политике и деловому климату. О чем можно говорить, если для него частная собственность ассоциируется чуть ли не с врагами и жуликами, а Запад для него - исчадие зла?
А чего стоит печально известный указ N488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» от 23.10.2012г., который ввел унизительное для бизнеса понятие «лжепредпринимательство» и рассматривает экономическую деятельность только через прицел Уголовного кодекса. Это делает будущее любого инвестпроекта нестабильным и непредсказуемым.
Колб: - Почему обвиняют в лжепредпринимательстве? Так как перед министерствами поставлена задача - зарабатывать деньги. В Минсвязи, в Минздраве есть свои коммерческие структуры, которым доводятся планы, - увеличить и нарастить. Поэтому постоянно вводятся какие-то новые платные услуги. Интересно, отменит ли новый министр связи такое безумное требование, как платная регистрация сайтов? Такого нет нигде в мире. Некоторые мои знакомые в госструктурах говорят, что просто-напросто не знают, как это вежливо отменить. Сейчас для этого наступил хороший момент. Сменилось руководство - можно и регистрацию отменить, как бред старого руководства, который сдерживал развитие отрасли.
Если министерства перестанут работать над увеличением своей прибыльности, то перестанут вводить надуманные платные услуги и лоббировать интересы госконтор. Частному бизнесу станет гораздо лучше. Ему перестанут навешивать ярлык «криминал», что делали ранее только ради того, чтобы пропихнуть в тендере госструктуры.
Романчук: - Знаешь реакцию Минздрава на одну публикацию в СМИ, «связанную с вакцинопрофилактикой» в Беларуси? «Может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь в сфере здравоохранения», - сообщает пресс-служба Минздрава. Представляешь, что могут подумать о тебе, когда ты придешь с предложением отменить регистрацию сайтов?

ПОСАДКА - НЕ ПАНАЦЕЯ
Романчук: - Согласно Глобальному индексу инноваций, который составляется Международной бизнес-школой INSEAD, Корнельским университетом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности, успешность экономики связана не только с наличием инновационного потенциала у страны, но и с условиями для его воплощения. Первый фактор - это три главных института: политическая среда, регуляторный климат и бизнес-среда. Беларусь в «Global innovation index 2018» заняла по этим параметрам только 81-е место из 126 стран. Новое правительство и новые министры смогут поставить в повестку дня вопрос о радикальном улучшении этих трех фундаментальных институтов?
Колб: - Поднять вопрос - не проблема. А вот смогут ли они решить его?
Романчук: - У бизнеса дикий восторг вызвало публичное заявление Турчина о том, что нет необходимости держать бизнесменов за решеткой до суда по подозрению в налоговых преступлениях: «Я глубочайше убежден, что, если бизнесмен не доплатил налоги, у него есть активы, есть собственность. И случаи выбора меры пресечения в виде заключения под стражу на время следствия должны быть просто единичными в нашей стране… Есть имущество - наложили арест. Есть залог, есть подписка о невыезде, разные формы, пожалуйста. Следствие идет - бизнес работает. Это даст очень серьезный стимул - пропадет страх, что за какую-то ошибку следует очень серьезная расплата». Тот же Турчин, который ранее был председателем Совета по развитию предпринимательства, став первым вице-премьером, не забыл про печально известный указ N488, заметив, что работа над поправками в этот указ затянулась.
Бизнес-сообщество вообще в один голос требует отменить этот указ. Но силовики категорически против, в том числе глава КГК Анфимов. Чем могут Турчин или Румас аргументировать президенту отмену указа N488? Может, тем, что именно это позволит Беларуси стать ИТ-страной, а транспортно-логистическая отрасль превратится в локомотив развития экономики, благодаря чему страна достигнет заветные $100 млрд. ВВП даже раньше 2025г.?
Колб: - Очень хочется надеяться, что в правительство, наконец-то, пришли умные люди. Что наступит конец эпохи восхваления крепких хозяйственников, а термин «крепкий хозяйственник» станет ругательством, оскорбительной кличкой. Потому что куда ни копни, крепкий хозяйственник оказывается либо коррупционером, либо покупает оборудование, которое даже в ворота цеха не влазит.
Когда я служил в армии, еще в СССР, в нашу часть как-то приехала инспекция из Минобороны. Всех лейтенантов, капитанов и майоров заставили бежать кросс вместе с солдатами. После этого лазарет был переполнен - эти толстопузики по 130-140 кг после 500 м просто падали на обочину. Предлагаю по аналогии провести аттестацию всех наших чиновников. Только кросс должен быть интеллектуальным. Пусть чиновники ответят, в чем преимущества инфляции перед дефляцией, транснациональных корпораций перед небольшим заводиком и т.п.
А то наши некоторые чиновники пытаются диктовать правила большому международному бизнесу, а сами закончили учиться еще 40 лет назад, сразу после окончания какого-нибудь Белорусского института механизации сельского хозяйства.
CLASH МЕЖДУ СИЛОВИКАМИ И ЭКОНОМИСТАМИ НОВОЙ ВОЛНЫ
Романчук: - Лукашенко поставил амбициозную цель - достичь ВВП в $100 млрд. Но на данный момент для достижения этой цели нет ресурсов. Так, по качеству регуляторной политики Беларусь занимает 105-е место в «Global innovation index 2018», по эффективности правительства - 94-е, по верховенству закона - лишь 109-е из 126.
То есть фактически институт частной собственности у нас растоптан. Когда человек не уверен, что бизнес у него не заберут, когда понимает, что могут начать щемить, могут посадить, то открывать бизнес в Беларуси не станет. Лучше сделает это в другой стране. Соответственно, и налоги будет платить там, а не здесь.
А ведь по индексу «Человеческий капитал и исследования» Беларусь в «Global innovation index 2018» занимает достаточно приличное место - 34-е. Чтобы человеческий капитал стал драйвером изменения того старья, что есть сегодня в Беларуси, нужны какие-то изменения в системе госуправления, в менеджменте госсобственности.
Колб: - Нынешнюю госсистему на бытовом уровне можно проиллюстрировать так. У некой семьи есть очень старенький автомобиль, который зимой не заводится, а летом глохнет. Дворники не работают. Дверки закрываются плохо. И вот на семейном совете принимают решение: машину отремонтировать, чтобы бегала как новенькая. Составляется список, что для этого надо: починить дворники, почистить ультразвуком двигатель, купить новые дверки и т.п. На самом-то деле этот автомобиль нужно просто выбросить в утиль и купить новый. Латание дыр никогда не было выигрышной стратегией.
Еще легендарная Коко Шанель, создательница маленького черного платья, говорила: «Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали». Так что если президент хочет $100 млрд. ВВП, то пусть власть разрешит бизнесу зарабатывать их.
Романчук: - Не забирать при этом 60% добавленной стоимости и 55% валовой прибыли в виде налогов.
Колб: - Г-н Анфимов должен не стучать возмущенно ложкой по трибуне, а работать лопатой - создавать максимально выгодные условия для прихода бизнеса в Беларусь, выращивать местный бизнес до больших масштабов и удерживать его в стране. Чтобы не было, как сейчас: стоит бизнесу вырасти до какого-то серьезного уровня, он сразу соскакивает из Беларуси в более предсказуемую и адекватную бизнес-среду.
Романчук: - Из Беларуси уходит не только бизнес. Активизируется трудовая миграция - люди с золотыми руками уезжают в Россию, Польшу, Литву, где они востребованы, а зарплаты в разы больше, чем в Беларуси. То есть человеческий капитал истощается. А это серьезная угроза реализации инвестпроектов в Беларуси.
Колб: - Хочешь, я опишу тебе самый худший вариант индустриализации 4.0, который только может быть в Беларуси? Допустим, президент поставит рулить индустриализацией кого-то из нынешних чиновников-хардлайнеров. Этот чиновник может втюхивать президенту такой тезис: а зачем нам вообще эти люди? Давайте купим у китайцев дешевые трактора с GPS, которые все будут делать сами, - и садить, и пахать, и бороновать, и убирать. За нами останется только продажа.
Романчук: - А руководители госпредприятий готовы к IV промышленной революции? Близка ли им тема ИТ и транспортной логистики?
Колб: - Нет. Стоит только посмотреть, что публикуют госСМИ о планах правительства по развитию страны. Там только про урожайность в центнерах с гектара да про надои и поголовье крупного рогатого скота. Про эффективность и результативность - ни слова.
Романчук: - Допустим, что есть политическая воля на кардинальные изменения в стране. Есть исполнители, которые готовы транслировать эту волю в конкретных решениях. Сергей Румас сказал же, что старые методы в руководстве экономики уже не подходят. Но есть еще правоохранительно-силовой, контролирующий блок. Там экономическую теорию не понимают, современную экономику не знают, поэтому и видят почти в каждом бизнесмене, который использует новые, цифровые, методы работы и формирования добавленной стоимости потенциальных лжепредпринимателей. То есть между силовым и экономическим блоками возник clash.
Поэтому Лукашенко рано или поздно столкнется с необходимостью поменять силовой блок, сделать его адекватным состоянию экономики.
Колб: - Если перед силовыми ведомствами перестанут ставить планы по сбору штрафов с бизнеса, по количеству арестов и задержаний, то конфликт интересов исчезнет. Силовики должны бороться с коррупционными схемами, снижать криминогенную ситуацию в стране, а не гнаться за цифрами.
У меня есть три пожелания новому правительству. Они помогут Беларуси стать на рельсы устойчивого развития не поперек рельсов, а вдоль. Первое - сравнивайте работу белорусских институтов управления с аналогичными зарубежными. Второе - введите персональную ответственность чиновников за разработку и принятие решений, документов, законодательных актов. И третье - ставьте перед ведомствами адекватные цели, оценивайте их работу по полезным для страны делам, а не по количеству надоев, штрафов, арестов и т.д.