Минздрав не смог ответить ничего по существу обвинений в незаконной поставке и использовании вакцины Эупента. Собрав на брифинг большое количество журналистов, чиновники зачитали по бумажке свои заявления и... сбежали.
Я сначала был удивлен этим бегством, потом возмущен, а через час пожалел этих несчастных чиновников, которых отправили отдуваться за дела, которые они не совершали.
В среду, 29 августа, Министерство здравоохранения созвало срочный брифинг, чтобы объяснить свои действия в связи с закупкой и применением в Беларуси незарегистрированной вакцины Эупента и успокоить общественность, восставшую против вакцинации в принципе.
Именно поэтому половина всех прозвучавших заявлений касалось того, что вакцинация жизненно необходима стране, против чего лично я не имею никаких возражений. Наоборот, двумя руками поддерживаю вакцинацию, но при условии, что вакцина действительно проверенная и качественная, особенно, когда дело касается детей.
Ситуацию с закупкой и использованием незарегистрированной вакцины Эупента представители министерства тоже попытались объяснить, но, по моему мнению, совершенно не убедительно.
Как пояснила начальник управления фармацевтической инспекции и организации лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Людмила Реутская, в 2017 году возникла критическая ситуация с поставкой АКДС-вакцины из Российской Федерации.
"К сожалению, практически ежегодно выявлялась проблема с качеством вакцин. Отдельные серии АКДС-вакцин не допускались к медицинскому применению в нашей стране. Аналогичные факты отмечались в Российской Федерации, со стороны органов надзора.
Ситуацию, которая возникла в 2017 году в связи с поставкой бракованных вакцин, мы воспринимали как чрезвычайную ситуацию эпидемиологического характера, грозившую срывом не только национальному календарю прививок, но и, возможно, распространением смертельных инфекций в стране.
В частности, 12 января 2017 года была забракована очередная партия АКДС-вакцины, поступившей по плану поставки 2016 года. В ампулах содержались посторонние вмещения темного цвета. Указанная серия вакцины была возвращена поставщику и в последующем не была заменена поставщиком на качественную.
В апреле 2017 года "Белфармацией" был подписан очередной контракт по плану поставки 2017 года. При этом поставщик настаивал на сроках поставки ноябрь-декабрь 2017 года. Учитывая ограниченные поставки АКДС-вакцины в 2017 году Минздрав Беларуси обратился к министру здравоохранения российской Федерации с просьбой оказать содействие в более ранней поставке вакцины.
Наша просьба была услышана, были скорректированы сроки поставки и первая партия вакцины поступила в страну 6 октября 2017 года. А 23 октября, увы, была тоже признана некачественной. Представители производителя приезжали в Минск для обсуждения причин брака. В итоге они признали претензии по качеству и партия опять была возвращена поставщику.
Учитывая острую потребность в поставке, связанную с ограниченными остатками АКДС-вакцины по предложению производителя был осуществлен выезд наших специалистов в Москву для отбора образцов вакцины на складе поставщика и проведения контроля качества в лаборатории московского подразделения производителя. В результате проведенных нами действий, часть объявленных потребностей страны была поставлена в конце января 2018 года и прошла контроль качества нашей лаборатории.
Одновременно в ноябре, для обеспечения надежных гарантированных поставок, Министерство здравоохранения обратилось к ведущим производителям зарегистрированных вакцин, в состав которых входят компоненты коклюш, дифтерия, столбняк, с просьбой изыскать возможность оперативной поставки необходимых вакцин. К сожалению, были получены ответы о невозможности поставки необходимого количества вакцин в короткие сроки в связи с длительностью технологического процесса.
Для предотвращения срыва иммунопрофилактики Минздравом прорабатывалось параллельно возможность отдельных поставок АКДС-вакцины из других стран. Это были страны Китай, Индия, Корея. В ноябре 2017 года было принято решение о государственной закупке из одного источника пятивалентной вакцины Эупента", - пояснила Людмила Реутская, еще раз напомнив, что закупка была произведена "с целью предупреждения чрезвычайной ситуации вспышек опасных инфекционных заболеваний".
К словам Людмилы Реутской заместитель директора Центра экспертиз и испытаний в здравоохранении Сергей Марченко добавил, что ввоз и использование незарегистрированной вакцины Эупента были произведены в соответствии законом "О лекарственных средствах", в частности, ст.23.
Честно, я не понял, почему Людмила Реутская столько внимания уделила российской вакцине АКДС. Если некачественная вакцина - аннулируйте регистрацию и дело с концом, тем более, что некачественные партии выявлялись на протяжении нескольких лет. Закупайте те препараты, к которым ни у кого нет вопросов.

Людмила Реутская заявила, что Минздрав обращался в ведущие фармкомпании, чтобы они поставили свои качественные вакцины, но они не смогли. И это действительно так.

В ноябре 2017 года на самом деле был объявлен тендер AU20171026124027 и разосланы приглашения к участию ведущим мировым производителям зарегистрированных в Беларуси вакцин. И действительно "никто не смог", и тендер был признан не состоявшимся, после чего и было принято решение о закупке вакцины Эупента из одного источника.

К закупке было заявлено ни много ни мало, а более 574 тыс. доз, которые, конечно же, было сложно поставить в короткие сроки. Возможно, по этой причине фармавцевтические компании и не смогли. Но, скорее всего, не только по этой причине.
Согласно данным Белорусской универсальной товарной биржи, через которую и проходила процедура закупки, чуть более 234 тыс. рублей или по
Для сравнения,
Скриншот условий закупки я на всякий случай сделал, а то будет как с
После того, как никто не откликнулся на приглашение к участию в тендере по 40 копеек за дозу, Минздрав принял решение о закупке из одного источника незарегистрированной вакцины Эупента. И не 574 тыс. доз, а
Людмила Реутская сделала особый упор на то, что вакцина Эупента была ввезена и допущена к применению "с целью предупреждения чрезвычайной ситуации вспышек опасных инфекционных заболеваний". Это прозвучало довольно странно, так как все вакцины ввозятся и применяются как раз для этой цели. Для этого их и создавали.
Но статья 23 закона "О лекарственных средствах" допускает массовый ввоз и использование незарегистрированного лекарственного средства только для "УСТРАНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, эпидемических заболеваний". Никак иначе.

И это вопрос не восприятия, а закона.
В любом случае, этот пункт ст.23 Закона никак не подходит для ввоза вакцины.
Чтобы поставщик мог ввезти фуру с лекарственными средствами на территорию Беларуси, он должен был предоставить таможне официальную регистрацию в РБ, либо другой документ от Минздрава, на основании которого осуществляется поставка. И вот тут возникает очередной вопрос: Что было указано в этом документе?
Я не верю, что Минздрав указал в документе "с целью предупреждения чрезвычайной ситуации вспышек опасных инфекционных заболеваний". Таможенники прекрасно знают законодательство, постоянно сталкиваются с поставками лекарственных средств и трудно поверить, что они «купились» на подобную не соответствующую закону формулировку.
К сожалению, Но утверждать не буду, так как документов не видел.
Учитывая вышеизложенное, я вполне понимаю чиновников Минздрава, которые, зачитав свои заявления, быстро ретировались от журналистов. Потому что, А так, вроде как, и оправдались. Ведь далеко не все люди станут вникать во все нюансы закупки корейской вакцины и тем более изучать обстоятельства проведения тендеров.
Но меня
Ну ладно, не хотят отвечать на вопросы, и не надо. Это их решение, и оно очень хорошо характеризует всю систему.