Белорусское правительство выбрало свою любимую тактику для планирования бюджета-2019 и экономической политики в целом. Оно включило безудержный оптимизм и отправило в «игнор» все проблемы и риски. Опять делается ставка на пресловутый авось, благосклонность Кремля, благоприятную внешнюю конъюнктуру на товары традиционного экспорта и долготерпение населения.
В проект закона о бюджете-2019 включены все основные хотелки белорусской власти - темпы роста экономики выше среднемировых, достижение долгожданных «попиццот», продолжение бума инвестиции и экспорта, а также сбалансированный бюджет. Бюджетные и макроэкономические предложения Совмина похожи на список благих намерений борющегося с хроническим недугом алкоголика: бросить пить, начать заниматься спортом, перестать ругаться матом и заняться с детьми чистописанием.
ПОТЕШНЫЕ ПЛАНЫ С ПОЛИТИЧЕСКИМ АКЦЕНТОМ
Планы правительства на 2019г. самые дерзкие и смелые. Оно рассчитывает на рост ВВП на 4,1%, инфляцию до 5%, рост экспорта на $3 млрд. Инвестиции, промпроизводство тоже должны быть в большом плюсе. Наконец, по планам Совмина, средняя зарплата должна превысить BYN1000, или с учетом прогнозируемого курса $500. Основные драйверы экономики позволят получить рост доходов консолидированного бюджета на 1% при сокращении доходов республиканского бюджета на 1,7%. Очевидно, местные власти и бюджетные фонды рассчитывают на рост налоговых поступлений по налогам на землю и недвижимость, а также штрафов и пени. При повышении зарплат должны вырасти доходы ФСЗН.
Главными направлениями финансирования министры видят расходы на повышение зарплат бюджетников и погашение долговых обязательств. В 2019г. предстоит заплатить ~$3,9 млрд. по внутреннему и внешнему долгу. Сделать это без дополнительных заимствований весьма проблематично. Поэтому Минфин вовсю готовится к продаже гособлигаций как за рубли, так и за доллары. Еще он надеется на кредитование МВФ, займы из России и сохранение китайской кредитной линии. Продолжение строительства государственной долговой пирамиды должно дать рост, развитие и необходимый властям оптимизм населения на время двух политических кампаний - президентских и парламентских выборов 2019г. и 2020г.
Нет сомнения, что представленные правительством цифры проекта закона о бюджете носят сильный политический налет. Президент требует от министров показать не бумажное, а реальное благополучие, не валовые, а качественные показатели. Если и V пятилетка первого президента страны закончится со средней зарплатой ниже $500, то тогда лозунг «За сильную процветающую Беларусь» будет звучать как троллинг самого президента. Минэкономики будет отчитываться о бурном росте количества и оборота магазинов second hand и так называемых «тюбетеек» как результате планомерной реализации программы развития малого бизнеса и поддержки «Малой родины».

УТОПИЧНЫЕ ТЕЗИСЫ
Понимая особенность политического момента, руководство Сов­мина будет делать все, чтобы внушить Александру Лукашенко несколько тезисов. Первый тезис - «правильной дорогой идем, товарищи». Несмотря на то, что глава страны признал тупиковость и бесперспективность распределительной экономики, на 2019г. она остается именно такой. Опять распределение через государство 45-50% ВВП, никакого расширения частного сектора за счет приватизации и опять бюджетные костыли для хронически убыточных и тупиковых госпроектов.
Второй тезис правительства - «ориентация наша социальная, значит, правильная». Стимулирование внутреннего спроса, потребительского кредитования - это призыв к населению «тратьте деньги сегодня - во имя развития страны». Разрушение культуры сбережения имеет негативные долгосрочные последствия, но у вертикали власти задачи краткосрочные, даже сиюминутные. Поэтому высока вероятность того, что опять рост реальных доходов и зарплаты будет опережать рост производительности труда, что разогревает экономику и подкрепляет иллюзию роста благополучия.
Третий тезис правительства - «Россия никуда не денется - и нам поможет». Это самый спорный тезис экономической политики на 2019г. Судя по тому, что происходит в отношениях между Кремлем и официальным Минском, доказать этот тезис будет сложнее всего.
Минфин заверяет, что бюджетные потери Беларуси от реализации налогового маневра в России в BYN600 млн. уже учтены в проекте основных документов на следующий год. При этом нам предлагают поверить в профицит бюджета и сохранение нынешнего уровня доходов и расходов. Как-то скромно уходит в тень обещание не повышать налоговую нагрузку.
Конечно, выпадение около $300 млн. доходов для бюджета в $21 млрд. - это совсем немного. Но это только небольшая часть горькой правды, которая может накрыть нашу страну в будущем году. Ограничения на торговлю нефтепродуктами, квотирование поставок нефти, ужесточение правил кредитования, увеличение нетарифных барьеров на белорусские товары - все это грозит стать неприятной реальностью для чрезмерно оптимистического Совмина. Минфин уже упомянул, что выпадающие доходы можно будет компенсировать за счет повышения ставок НДС и акцизов. Если припечет, то производителей ждет холодный душ в виде роста налоговой нагрузки.
КРЕМЛЬ-ВАРВАР У НАШИХ ВОРОТ
Все эти факторы не идут ни в какое сравнение с ударом по белорусским планам со стороны RUR-рубля. Реализация планов и решений США и, возможно, присоединение к ним Евросоюза грозит опустить российский рубль до RUR100/$1 и глубже. BYN-рубль привязан к корзине валют, в которой половина - именно российский рубль. Попытка сохранить курсовую стабильность за счет валютных резервов приведет к быстрому истощению ЗВР и воспроизведет ситуацию начала 2011г. Нацбанк едва ли пойдет на такое безрассудство. Значит, девальвация BYN-рубля будет меньшим из всех зол. Ее глубина будет зависеть не только от качества монетарной политики внутри страны, но также от поведения RUR-рубля, Центробанка и правительства России. Беларусь прочно застряла в воронке RUR-рубля и политики Кремля.
В 2019г. эта воронка грозит засосать нашу экономику в орбиту своих негативных тенденций. Стратегии и тактики нейтрализации влияния фактора «российская экономическая политика» у правительства нет. Попытки уговорить Кремль выделить Беларуси компенсацию за нефтяной маневр, улучшить условия торговли нефтепродуктами и газом имеют минимальные шансы на успех. Особенно когда Лукашенко в сердцах восклицает: «У нас сейчас тяжелый период - россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот они и создают неконкурентную ситуацию».
«Тяжелая ситуация» при росте ВВП в этом году на 4-4,5%, и 4,1% в 2019г. - это едва ли будет звучать убедительно для прагматичных технократов из Кремля и российского правительства.
А вот про «варваров» они не забудут и активизируют политику господдержки своего бизнеса и импортозамещения иностранного, включая белорусский. Такой поворот событий ставит крест на проекте бюджета-2019 и на планах V пятилетки в целом. Чтобы было иначе, не надо было вести себя, как вассал. Не надо было создавать модель развития в расчете на дешевые российские энергоресурсы, безразмерный российский рынок и безусловную финансовую, информационную и ресурсную поддержку Кремля.