Некогда он был символом всего самого прекрасного в российской культуре – «Большой» театр, большой не только по масштабам, но и в плане репутации. Но Большой театр, который дал миру таких звезд, как Вацлав Нижинский, Екатерина Максимова и Михаил Барышников, сейчас подвергается опасности заработать совершенно иную репутацию. Его обвиняют в том, что он пал жертвой болезней современной России – жадности, пошлости, вульгарности и коррупции.

Неожиданный уход на прошлой неделе Геннадия Янина, заместителя директора балетной труппы Большого (так в тексте, Янин был директором балетной труппы - прим. перев.), стал последним скандалом, который потряс это учреждение культуры. Критики говорят о том, что театру ныне не хватает дальновидности и нравственных норм, что грозит подорвать историю и репутацию Большого театра как основы российского драматического искусства.

Янин был уволен на прошлой неделе после того, как в интернете появились его фотографии в постели с другим мужчиной, и ссылка на ресурс была отправлена тысячам человек в России и за границей. Гомосексуальность по-прежнему плохо переносят в России. Он отказался давать комментарии по этому вопросу, заявив лишь, что решил оставить свой пост, потому что устал.

«Это очень сложная, трудная работа, - сказал он. - А из-за того, что произошло, из-за того, как отреагировали мои коллеги, это лишь подтолкнуло меня к тому, что я давно собирался сделать – уйти с должности».

Уход Янина открыл дорогу слухам вокруг Большого. Имея в своем активе более двухсот танцоров, он является самой большой в мире балетной труппой, потрясаемой бесконечными интригами. При этом бывшие танцовщики и критики говорят, что характер этих скандалов выходит далеко за рамки выходок примадонн, типичных для любой крупной танцевальной труппы.

Анастасия Волочкова, бывшая прима-балерина Больлого, которая была уволена в 2003 году из-за своего веса, описывает превращение театра в псевдо-эскорт-агентство для богатых спонсоров. Ряд других источников подтверждают ее заявления.

«Устраиваются вечеринки для олигархов, для спонсоров. И они приглашают балерин из Большого, - говорит Волочкова. - Этих девочек приглашают не частным образом, а через администрацию театра. Девочкам говорят: если вы пойдете на вечеринку, у вас будет будущее. Если нет, то в следующую поездку вы не поедете. Ну и что они могут тут поделать? Я видела все это своими собственными глазами. И это говорилось совершенно открыто, ничего даже не скрывалось».

Но представитель Большого Катерина Новикова отвергает предположения в неподобающей деятельности. «У Большого много попечителей, и когда мы находимся за границей, бывают вечеринки, устраиваемые советом попечителей», - говорит она.

«Одна из лучших вечеринок была в Версале, 800 человек, включая танцовщиков Большого, там были. Проводятся и более скромные вечеринки, это правда. И правда, бывают вечеринки, куда приглашают танцовщиков, и мужчин, и женщин, и певцов. Что касается всего остального, то это абсолютно ложная информация».

Последний скандал вспыхнул в неподходящее время для Большого. В октябре театр должен вновь распахнуть свои двери для грандиозного представления после того, как он был закрыт на реконструкцию в 2005 году. По данным российской Счетной палаты, реконструкция длилась на три года больше запланированного, а бюджет был превышен в 16 раз. В 2009 году прокуратура начала расследование в отношении главного подрядчика, предполагая, что ему трижды заплатили за одну и ту же работу, а предполагаемый объем ущерба, нанесенного коррупционными действиями, был оценен в 10 миллионов фунтов стерлингов. Расследование, как предполагается, продолжается. Общий же объем затрат на ремонтные работы, по сообщениям, превысил 600 миллионов фунтов стерлингов.

По словам Волочковой и Рината Арифулина, бывшего ведущего танцора в Большом, который ушел из компании в прошлом году, коррупция на этом не заканчивается.

Двое танцовщиков, которые сейчас ставят вместе современные танцевальные постановки, утверждают, что тендеры на все, от костюмов до реквизита, постоянно завышают расценки.

«Российская коррупция, которую мы видим везде в нашем обществе, пришла в Большой в последние несколько лет, - говорит Волочкова. - Руководство не уделяет достаточно внимании творческому процессу, зато занимается бизнесом, его интересуют торговля и деньги». Но Новикова говорит, что компания не отвечает за ремонт.

«Администрация Большого театра, мы словно гости. Государство делает для нас эту реконструкцию. В Министерстве культуры есть специальный отдел, и они следят за этой работой. Нас это не касается», - заявила она.

Балетная труппа Большого должна в мае отправиться в турне в Париж, а прошлым летом успешно завершила выступления в Лондоне.

А вот дома, на родине, где к балету относятся с почти что религиозным уважением, ей уже давно не удавалось заработать одобрение критиков, которое она однажды утратила. «Вокруг Большого существует определенная аура, и на многие вещи критики смотрят совсем другим взглядом, нежели тогда, когда они находятся за границей», - отметил Рэймонд Стултс, который 17 лет писал про балет для Moscow Times.

«Им нужно сделать что-то абсолютно радикальное, они не могут продолжать вот так вот».

Нынешний глава театра Анатолий Иксанов – опытный театральный бюрократ, и многие ожидали, что он покинет пост, когда в прошлом году истек срок его контракта. Однако он был переназначен, хотя у него и забрали многие основные полномочия в области принятия решений, включая назначения на должности высокого уровня - эти функции передали Министерству культуры России.

«Там получается просто нет никого, кто бы на самом деле осуществлял контроль качества в отношении художественных постановок», - говорит Стултс.

По мере того, как ухудшалась ситуация, Большой потерял некоторые из самых больших своих талантов.

Алексей Ратманский, высокоуважаемый бывший глава балетной труппы, ушел со своего поста в 2008 году, разочарованный политикой Большого.

За этим последовала неожиданная отставка год спустя музыкального директора Александра Ведерникова, который ушел в первый день летнего гастрольного тура по Италии. Театр ставит «бюрократические интересы выше артистических, - отметил он тогда. - Стало ясно, что Большой не обладает ни малейшими чертами художественной организации».

На выходных Большой объявил, что танцор Сергей Филин был назначен новым художественным руководителем балетной труппы, придя на место Юрия Бурлаки, срок контракта которого истек на прошлой неделе. Солист Ян Годовский пришел на место Ганина в качестве его заместителя.

«Последние пару дней есть такое впечатление, что за тем, что они делают, не чувствуется никакого ума, никакой продуманности действий», - говорит Стултс.