«Больше нам, как думали тогда, помнить не надо». Прогулка по улице утерянных памятников Минска - Культура и кино на N1.BY

Первая прогулка «Феста экскурсоводов» прошла с известным гидом Иваном Сацукевичем в Михайловском сквере. Правда, изначально планировали показать и рассказать о стадионе "Динамо", но по случаю субботника с президентом экскурсию оперативно перенесли в парковую зону около улицы Кирова. Почему небольшая улица в 150 метров раньше была названа в честь даты 11 июля, какие исторические объекты в процессе реконструкций потерял Минск, а также о том, как парни знакомятся со скульптурой в сквере, — в репортаже TUT.BY.



Сквер в центре Минска — и цирк, и виселица

Довольно необычная экскурсия была посвящена только одной маленькой забытой улице длиной в 150 метров — от железнодорожного вокзала до пересечения улиц Свердлова и Кирова. К ним же относится и парковая зона.

Михайловский сквер появился еще до революции в 1913 году и был назван в честь маленькой улицы Михайловской, которая была здесь раньше. За небольшой период с середины XIX века до начала XX века тут были и виселица, и провиантские магазины — продовольственные склады и цирк.



— Для развлечения для минчан здесь поставили первый в нашей истории цирк, правда, был он деревянный и дожил до начала XX века, после чего был разобран.

Михайловская — это первое название. В 1922 году ее переименовали в улицу 11 Июля, в честь Дня освобождения Минска от польских войск.

— Потому что считали, что это важно! Чтобы все, кто приезжает в Минск, первой встречали улицу 11 Июля. 2 года тому назад важное событие произошло! Чтобы не забывали никогда. Правда, забыли. Кто сегодня скажет, что произошло 11 июля 1920 года, кроме историков и экскурсоводов? Вероятно, никто.



После войны этот небольшой участок решили присоединить к улице Кирова. Так и осталось.

Трагический «Прикуривающий» и соблазнительная «Незнакомка»

Начинает экскурсию Иван Сацукевич с места встречи — у скульптуры «Прикуривающий» Владимира Жбанова.

На канализационном люке с инициалами В. Г. стоит мужчина в кепке и характерным движением уже потертой бронзовой руки просит прикурить. У памятника довольно трагическая история.

В начале 90-х молодому предпринимателю Владимиру Голынскому было около 30 лет и у него была мечта — стать актером. Из-за кризиса в 90-х сняться в кино было не проблематично для дилетанта.

— Киностудия «Беларусьфильм» тогда еще не начала снимать российские сериалы, а потому сосала палец, проблемы были и финансовые, и какие угодно. К директору киностудии подходит этот молодой человек и начинает активно рассказывать, что у него есть чудесный сценарий, что он все написал и подобрал актеров. Выслушав его, директор киностудии поднял грустные глаза и спросил: «А деньги у вас есть?», «Найдем!» — радостно сказал Владимир Голынский.

В комедиях «Дела Лоховского» он и снялся главным героем. Сейчас фильм не попадает на киноэкраны, но найти его довольно легко в интернете. Реализовав свою мечту, Голынский пошел к Владимиру Жбанову просить веселую композицию, где предприниматель просил бы закурить у прохожих. Скульптор задал Голынскому тот же вопрос, что и директор «Беларусьфильма», и тоже услышал: «Найдем».

И как итог мы видим эту скульптурную композицию, которая является на самом деле памятником, несмотря на официальные документы. Когда она была готова, Голынского нашли мертвым в его минской квартире.

— Официальная версия правоохранительных органов — передозировка наркотиками, неофициальная — в начале 90-х этот человек для осуществления своей мечты брал кредиты не в банках, а в других, не на столько легальных организациях и наверняка не успевал возвращать… Вот так закончилась жизнь человека, который осуществил свою мечту.

Правда, городу, как считает экскурсовод в 90-е нужны были подобные парковые скульптуры. И приводит в пример элегантную незнакомку в шляпе на скамейке.

Однажды Иван Сацукевич стал свидетелем ситуации, в которую сложно поверить. Экскурсовод возвращался с работы домой, когда стемнело, и увидел, как к скульптуре подходил молодой человек.

— Ну такое бывает постоянно. Но тут парень остановился и как будто попросил разрешения у девушки присесть рядом. Я думаю, что такое? Остановился посмотреть. Молодой человек присел и минут 10−15 рассказывал девушке о том, что он классный парень, но у него неудачный день, что он обычно не пьет, а тут немножко перебрал.

Сталинская школа — нархозу, женская гимназия — суду

Примечательно, что вокруг находятся постройки совершенно разной архитектуры, совершенно разных эпох. Нынешний 5-й корпус экономического университета был до войны самой престижной школой № 47 — сталинской.

— Это была одна из самых важных и лучших школ города. Она была построена за несколько лет до войны и выглядела совсем не так, как здание выглядит сейчас. После военной бомбежки остались только стены. Коробку здания передали институту народного хозяйства имени Куйбышева. Отремонтирована центральная часть и пристроено левое и правое крыло.

По улице Ленинградской в четырехэтажном доме размещалась столичная жандармерия, полицейское управление.

— После Октябрьской революции хорошо знакомый нам Фрунзе, в честь которого у нас и метро, и улица, и район, хотя он не так долго был в Минске, создал народную милицию, которая изначально находилась в этом здании.

Сейчас по адресу Ленинградская, 6 расположен корпус медицинского университета. На улице Михайловской осталось одно родное здание. Это бывший доходный дом конца XIX столетия в стиле модерн. В Беларуси этот стиль называют кирпичным, потому что при внешней отделке избегали оштукатуривания.

— В начале XX века этот дом передали гимназии Рейман. Это, наверное, была самая лучшая гимназия для девушек еврейского происхождения в Минске.

Когда здание после революции забрали у владельцев, еще долгое время здесь была средняя школа, а потом и Министерство образования.

— Мне по секрету рассказали, что Павел Латушко планировал тут Министерство культуры разместить. Но, к сожалению, он уехал в Париж.

А до реставрации, лет 7 назад, в нишах между 3-м и 4-м этажами были фрески. Обновлять их стало довольно дорого, поэтому миниатюрные изображения решили закрасить. Сейчас в здании расположен Суд Евразийского экономического сообщества.

— Чем тут занимаются, я не знаю, да и сказать, чтобы я видел, как люди заходят и выходят отсюда — очень сложно.

Утерянный памятник Курловского расстрела и несчастный вокзал

18 октября 1905 года на Минской привокзальной площади произошел Курловский расстрел. На площади Свободы в Минске собрался митинг, где вскоре людям стало тесно и толпа двинулась на вокзал.

— Знаете, сколько там было людей? 20 тысяч человек! Это в городе, где проживало 97 тысяч всего населения. Пятая часть населения, фактически — все мужчины. Представляете, насколько все было пропитано духом политики!

В результате стычки с охраной вокзала началась стрельба и погибли от 60 до 90 человек. Точные цифры неизвестны.

— Минчане решили установить памятник жертвам Курловского расстрела. На месте теперешней рекламы «Мисс Беларусь» в круге диаметром 8−9 метров стояло 9 столбиков, которые соединили цепью, в центре — валуны, на вершине — православный крест.

В 1939 году, когда начинали реконструкцию, памятник разобрали. После войны его не обновили из-за травли лиц еврейской национальности в СССР, а среди погибших таких было 90% минчан.

Ни одного снимка этого памятника нет, только панорамные фотографии вокзала, где едва различимы силуэты. Поэтому восстановить памятник на этом месте нельзя. Только по пути выхода из метро «Площадь Ленина» в сторону железнодорожного вокзала есть небольшая инсталляция и на табличке написано несколько строк о том, что на этой площади произошел Курловский расстрел.

— Больше нам с вами, как думали тогда, думать и помнить не надо.

— В 2000 году в Минске построили новое, 5-е по счету, здание вокзала на этом месте.

— Наш вокзал железнодорожный — он несчастный. Это результат нескольких реконструкций и вариантов перестройки. В 1990-м году было решено снести старое здание и построить страшненькую гостиницу «Экспресс». В таком стиле должны были построить весь комплекс.

Но в результате все переиграли, и в итоге появился теперешний вокзал из совершенно другого проекта. Чуть позже подоспел и торговый центр абсолютно современной архитектуры.

— «Галилео» очень напоминает поезд, который подъехал и стал в ожидании своих пассажиров.





X