Задача со звездочкой. Как правительство намерено реанимировать промышленность - Экономика и Бизнес на N1.BY

Судя по принятой недавно программе на 2016−2020 годы, эти годы будут у правительства весьма напряженными. Один из самых непростых пунктов опубликованной на сайте правительства программы — «восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса». Комплекс этот, незаметно хиреющий в последние годы, за 2015 год очевидно сдал. Объем промышленного производства в прошлом году снизился на 6,6%, доля убыточных предприятий выросла до 15,2% — максимального уровня с 2004 года, многие предприятия-бренды попали в топ самых убыточных. TUT.BY выяснял, за счет чего планируется вернуть промышленному комплексу былую мощь.



На БМЗ возлагают большие надежды, но в прошлом году предприятие само нуждалось в господдержке. Фото: Екатерина Герасимович, TUT.BY, архивПервым пунктом программы ожидаемо становится «обеспечение финансовой устойчивости организаций». Приоритетное направление здесь — снижение затрат на производство и реализацию за счет оптимизации закупок, численности и зарплат, снижение непроизводственных расходов.

При этом правительство намерено решить давнюю проблему белорусского промышленного комплекса — «обеспечить последовательное приведение условий хозяйствования в сопоставимые условия с конкурентами по ЕАЭС». Для этого планируется, наконец, снизить объемы перекрестного субсидирования тарифов на энергоносители.



Внедрение нового подхода, конкурсности в распределении средств господдержки, как рассчитывает правительство, позволит сконцентрировать их на высокоэффективных инвестиционных проектах и продукции с высокой добавленной стоимостью. «Будет подготовлен полный реестр организаций, на долю которых приходится не менее 90% выручки организаций с долей государства свыше 25%, создана полная база данных, содержащая квартальные данные о занятости и финансовых показателях», — отмечено в документе. При этом планируется усовершенствовать надзор за их работой и отчетностью.



Вторым пунктом заявлено повышение эффективности управления и развитие мотивационных механизмов для роста производительности труда. Ключевыми индикаторами эффективности работы организаций с преобладающей госдолей определены не валовые, а качественные показатели: экспорт, рентабельность продаж, чистая прибыль, снижение уровня сверхнормативных запасов на складах и затрат на производство.

При этом правительство запретило популярную у местной вертикали практику доведения предприятиям, причем не только государственным, всех привычных валовых показателей, которые, по мнению чиновников, должны расти ударными темпами.

Зарплата при этом должна быть в жесткой увязке с производительностью труда, предупреждают разработчики программы. Отдельно оговорена и необходимость взыскания просроченной внешней дебиторской задолженности и возврата валютной выручки, в том числе «путем установления напряженных ключевых показателей эффективности в части удельного веса просроченной внешней дебиторской задолженности в общем ее объеме, а также активизации работы с судебными и правоохранительными органами иностранных государств».

Предприятиям при разработке бизнес-планов рекомендовано руководствоваться не только официальными прогнозами, но и рассчитывать стрессовые сценарии в условиях возможного уменьшения объемов реализации, роста стоимости сырья, снижения доступности кредитов и господдержки, неустойчивой ситуации на основных рынках сбыта.

Правительство также пообещало «особый правовой режим, предусматривающий упорядочение проверок организаций со стороны контролирующих органов, стимулирование инициативы руководителей организаций».

Третьим пунктом стала трансформация структуры промышленности и ее модернизация. Здесь традиционно расчет на то, что, наконец, пойдет отдача от модернизации деревообработки, отрасли стройматериалов, производство продуктов питания, а также от реализованных крупных инвестпроектов, к примеру, на БМЗ.

Впрочем, в прошлом году Белорусскому металлургическому заводу самому требовалась господдержка.

Планируется реализация инвестпрограммы, направленной на рост конкурентоспособности и производственного потенциала белорусского машиностроения. «Модернизация базовых машиностроительных организаций позволит нарастить потенциал смежных отраслей и производств, обеспечивающих поставку продукции „на конвейеры“, в том числе производство автокомпонентов и резиновых изделий, развить услуги инжиниринга», — говорится в программе. За счет привлечения иностранных кредитных ресурсов планируется развитие производства комплектующих и автокомпонентов, а также нефтехимического комплекса.

«Основной задачей промышленного комплекса страны остается повышение удельного веса продукции с высокой добавленной стоимостью и наращивание экспортного потенциала. Рост добавленной стоимости будет достигнут за счет технического переоснащения организаций, в том числе в результате повышения степени переработки сырья и локализации продукции», — считают в правительстве. При этом импортозамещением обещают заниматься только рациональным.

Новые импортозамещающие производства, как отмечено в программе, будут создаваться за счет реализации высокоэффективных инвестиционных проектов не только на базовых предприятиях промышленности, но и на малых и средних предприятиях в регионах.

В правительстве также рассчитывают повысить роль возглавляемой вице-премьером Владимиром Семашко Комиссии по вопросам промышленной политики.

Кроме того, документом обещаны меры по формированию высокотехнологичного сектора экономики, включая использование инфраструктуры китайско- белорусского индустриального парка «Великий камень». «Ускоренное развитие получат фармацевтика, биотехнологические производства, микроэлектроника и фотоника, космическая и авиационная техника, продукция высокоточного машиностроения. Планируется внедрение передовых технологий в традиционные отрасли и переход к концепции „умных вещей“ в отраслях потребительского сектора производства», — говорится в программе.

Под Минском начато строительство индустриального парка "Великий камень". Фото: Ольга Лойко, TUT.BY, 2014 годЧетвертым пунктом станет совершенствование системы управления госимуществом, реструктуризация и модернизация организаций. В частности, уже в нынешнем году правительство создаст Межведомственную координационную группу по вопросам повышения эффективности и реструктуризации госорганизаций, управления государственными активами. Группа должна разработать конкретные и оперативные меры, а также комплексную стратегию реформирования и реструктуризации сектора госпредприятий, которую Совмин утвердит до конца сентября 2016 г. При этом правительство обещает шире применять ранее исключительный инструмент — банкротство.

В течение пяти лет правительство намерено поэтапно передать из республиканской в коммунальную собственность коммерческие активы — унитарные предприятия и пакеты акций акционерных обществ. На республиканском уровне планируется оставить управление стратегическими организациями, включая вало- и экспортообразующие, субъектами естественных монополий, а также инфраструктурными организациями.

На первом этапе в коммунальную собственность будут передавать активы в сфере транспорта, торговли, бытового и медицинского обслуживания, общепита и строительства, небольших (до 25%) пакетов акций иных организаций, а также пакетов акций и предприятий численностью до 100 работающих.

«Реализация планируемых мер позволит оптимизировать функции республиканских органов государственного управления, сконцентрировать их на разработке отраслевой политики (в сферах инвестиций, инноваций, кадрового обеспечения, внешнеэкономической деятельности), сократить излишние и дублирующие функции органов государственного управления, оптимизировать их штатную численность», — отмечено в программе.

Параллельно этому процессу отдельные компании передадут в управление Госкомимуществу «для реализации комплекса мер по внедрению передовой практики корпоративного управления в акционерных обществах». К середине 2017 года планируется определиться с целесообразностью распространения такой практики на другие коммерческие активы государства. До конца 2018 года такой подход будет широко применяться по отношению ко всем акционерным обществам, находящимся в республиканской собственности, считают в правительстве. «С учетом этой практики будет обеспечиваться внедрение современных систем корпоративного управления в крупных государственных организациях, разделение функций регуляторного надзора и собственника, проведение IPO на международных и отечественной биржах», — обещают разработчики.

Первое белорусское "народное IPO" прошло в 2012-м году относительно успешно. Основной объем выставленных на продажу акций консолидировал "Трайпл", на предприятии сменилось руководство, вырученные средства в основном пошли на рефинансирование долгов, завод работает с прибыльюВ 2016 году также предполагается определиться с четкими критериями, кого будут готовить к приватизации, а какие госпредприятия продаваться не будут.

Пятым пунктом обозначена концентрация на формировании и реализации промышленной политики в интеграционных образованиях, в том числе — в ЕАЭС. В частности, речь идет об углублении производственной кооперации, разработке мер поддержки совместно произведенной продукции, ее допуска к госзакупкам и программам субсидирования, а также стимулирования экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны.

Одним из неожиданных положений программы можно назвать обещание обеспечить прозрачность «в отношении мер и целей реформирования государственных организаций». В частности, речь идет о ежегодной публикации комплексного отчета о госпредприятиях, включая сводные показатели их деятельности. Было бы неплохо, если бы в открытых источниках появилась, наконец, информация, к примеру, об эффективности и объемах господдержки, оказанных отраслям и отдельным предприятиям. Пока, как показывает пример МАЗа, оценить, во что обходятся государству его предприятия-бренды, крайне затруднительно.





X