Заступится ли Лукашенко за автоперевозчиков? - Экономика и Бизнес на N1.BY

Александр Лукашенко утверждает, что Россия и Казахстан не хотят идти на полную либерализацию рынка автоперевозок в создаваемом Евразийском экономическом союзе. Но станет ли он выдвигать претензии накануне подписания договора?

«Ни Россия, ни Казахстан не хотят идти на равноправные отношения в Союзе в этом секторе, — заявил Лукашенко в пятницу в Минске во время церемонии вручения государственных наград, отмечая заслуги Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков «БАМАП».



Главная причина, по мнению главы государства, в том, что «белорусские автоперевозчики на голову выше россиян и казахов, с ними невозможно конкурировать».

 

Экономист: Россия и Казахстан действительно проигрывают Беларуси в конкурентной борьбе

Камней преткновения в вопросе создания Евразийского экономического союза можно насчитать великое множество отмечает экономист Лев Марголин (ОГП).

— Новая структура не подготовлена, и с каждым днем это становится все очевиднее, — подчеркивает эксперт.



Экономист подчеркивает: Россия и Казахстан не идут на либерализацию в сфере автоперевозок, потому что они действительно проигрывают в конкурентной борьбе. Тем более что у Беларуси более выгодное географическое положение. Она находится ближе к Европе, ей проще осуществлять перевозки, потому что легче находятся встречные грузы.

Если рассматривать полную либерализацию транспортных перевозок, то любой груз, неважно, где он находится – в Беларуси, Казахстане или России, может быть перевезен любым перевозчиком, не зависимо от национальной принадлежности. Сегодня же существует ряд ограничений: каждая страна выдает желающим из другой страны определенное количество разрешений.

1

— Если такого разрешения нет, то, например, белорусский перевозчик, который повез товар из Германии в Москву, не вправе загрузиться российским товаром, чтобы перевезти его на территории России или привезти в Беларусь, — поясняет Лев Марголин.

Такие проблемы существуют на всем рынке автомобильных перевозок. Евросоюз тоже выдает разрешения перевозчикам других стран и их количество тоже лимитировано. Но внутри Евросоюза таких ограничений нет.

— Можно было бы ожидать, что с созданием Евразийского союза такие ограничения тоже будут сняты. Это было бы выгодно Беларуси, — считает экономист. — Торговое сальдо товарами у нас обычно отрицательное, а сальдо торговли услугами в большом количестве кварталов положительное. Это положительное сальдо как раз и обеспечивается за счет транспортных перевозок.

 

Единственный интеграционный ресурс России — деньги

Означают ли разногласия, что подписание договора о создании ЕАЭС 29 мая 2014 года находится под угрозой срыва? Лукашенко будет очень сложно пойти на такой шаг, считает директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман.

— Это будет очень сильный плевок, поскольку сейчас такой шаг будет иметь удвоенную-утроенную силу на фоне проблем России на международной арене, — отмечает эксперт. Но настаивать на компенсациях Лукашенко будет, убежден Евгений Прейгерман.

— И России так или иначе придется придумывать какой-то компенсационный механизм, поскольку, кроме денег, никакого иного интеграционного ресурса у нее нет, — прогнозирует эксперт.

По словам Льва Марголина, акт подписания договора – чисто политический, и здесь возможности России несопоставимы с возможностями Беларуси или Казахстана.

— Единственное, на что может отважиться Лукашенко — это повторить эпопею подписания соглашений о едином таможенном пространстве, когда он стал в позу, но через несколько дней все было подписано. Возможно, так будет и сейчас, — предполагает экономист. 






X