Дилеры Беларуси рассказали Мясниковичу о несовершенстве указа об утилизационном сборе - Экономика и Бизнес на N1.BY

Автомобильная ассоциация БАА отправила премьеру Беларуси письмо с изложением противоречий нового закона, увеличивших стоимость машин и выгоняющих игроков автобизнеса за рубеж.

Предупреждая власти о несовершенстве указа N64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств», белорусские дилеры просили разъяснить новые правила игры и внести уточнения в текст закона. Ответа не последовало. Пришлось обращаться к правительству повторно, тем более что месяц работы в новых условиях выявил и новые проблемы.



Во вторник, 1 апреля председатель правления автомобильной ассоциации БАА Сергей Михневич направил премьер-министру Михаилу Мясниковичу обращение с изложением двух проблем, с которыми столкнулся отечественный автобизнес. По просьбе «Ежедневника», специалист озвучил новые препятствия и их последствия.

 

Два утилизационных сбора на один автомобиль

Основной вопрос – разночтения в документах, обеспечивающих работу одного закона: указе об утилизационном сборе и постановлении Совмина N172 о мерах по реализации этого указа.



По словам Михневича (на фото), разночтение предусматривает двойной утилизационный сбор на один автомобиль, у которого в ходе переоборудования был изменен тип транспортного средства.

Переоборудование транспортных средств – мера, к которой довольно часто прибегают дилеры и их клиенты. Зная, что, скажем, микроавтобусы будут после покупки видоизменяться (устанавливаются дополнительные сиденья, улучшается отделка), производители выпускают «полуфабрикаты», которым переоборудование необходимо по умолчанию. В зависимости от потребности компании-покупателя стоимость переделки может составить до 50% от стоимости машины. Вот только утилизационный сбор за один и тот же автомобиль придется платить дважды.

1

Первый будет уплачен при ввозе транспортного средства в страну – по базовой ставке и применяемого к ней коэффициента, второй – после изменения типа транспортного средства.

«Переоборудованному автомобилю присваивается новый идентификационный номер, - поясняет Михневич, - на него оформляется паспорт транспортного средства, произведенного в Беларуси». У госорганов возникает повод потребовать уплату еще одного утилизационного сбора.

У россиян иначе. Согласно постановлению правительства РФ N1291, размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении транспортных средств, изготовленных (достроенных) на базе транспортных средств либо шасси, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммами. Логично: ведь речь идет об одном транспортном средстве.

«У нас ситуация противоположная, – расстроен Михневич. - Определяя ставку утилизационного сбора в отношении автомобиля, изготовленного на базе ввезенного, белорусские таможенные органы не учитывают уже уплаченный сбор. В результате за один автомобиль надо заплатить дважды, а это ставит российские и белорусские компании по переоборудованию в неравные условия».

Обратив внимание на разницу, игроки отечественного автобизнеса посматривают в сторону России, на территорию которой переведут производство, если ситуация останется прежней. Налоги проще платить в стране, где не заставляют платить дважды.

 

«Не более» и «от и до»: взяли в оборот

Определяя размер утилизационного сбора, приложение к указу N172 при указании на полную массу транспортных средств разных видов и категорий используется оборот «…свыше … тонны, но не более … тонны». Когда речь идет о базовых ставках утилизационного сбора и коэффициентам к ним, используется оборот «... от … до … тонны».

«Если читать текст указа, автомобиль грузоподъемностью 3,5 т попадает под категорию от 3 т до 3,5 т, - говорит Михневич. - Таможенные же органы относят его в категорию от 3,5 т до 5, требуя повышенный коэффициент – 1 (1,6) (при полной массе 3,5 тонны), а не 0,8 (1,25) (при полной массе 3 тонны). В России утилизационный сбор выплачивается по нижнему пределу».

В споре с госорганами побеждают последние. По словам Михневича, дилеры были вынуждены исполнить требование ГТК, заплатив утилизационный сбор по верхней ставке, надеясь добиться правды и вернуть часть суммы.

Вместе с игроками автобизнеса «Ежедневник» с интересом следит за реакцией Мясниковича на второе письмо БАА. И отмечает: по итогам продаж в марте объемы реализации дилерами автомобилей упали в среднем на 30%. Вести автобизнес в нынешних условиях становится невыгодным.






X