Из-за утилизационного сбора в Беларуси может возродиться серый авторынок - Экономика и Бизнес на N1.BY

34-летний минчанин Виктор Янчуревич собирается в ближайшее время пригнать себе иномарку из Европы. С 1 марта он должен будет заплатить за авто утилизационный сбор. Новый налог предусмотрен указом президента, подписанным еще в начале февраля.

«До 1 марта можно было пригнать автомобиль без этого сбора. Теперь его придется платить. Но там копейки, до сотни долларов», — объясняет Виктор Янчуревич. 

По его словам, частные лица от ввоза иномарок из-за пределов страны сильно не пострадают. И это действительно так. 

Согласно правительственному постановлению, базовая ставка применительно к легковым автомобилям составляет 20 тысяч российских рублей. Независимо от объема двигателя к сумме сбора применяется коэффициент 0,1, если авто младше 3 лет, и 0,15 — если авто, старше 3 лет. То есть, Виктору Янчуревичу за купленное за границей авто придется выплатить максимум 85 долларов утилизационного сбора. 

А вот юридическим лицам в этом плане придется раскошелиться. Для них коэффициенты установлены от 0,5 до 40 в зависимости от полной массы автомобиля, а также года выпуска. 

«Если это будет внедорожник с объемом двигателя от 3,5 л старше трёх лет, то утилизационный сбор для юридического лица на такое авто составит фактически 20 тысяч долларов. Для физического лица это будет чуть больше 80 долларов. Вот вам разница», — объясняет председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич

По его словам, в таких условиях появляется соблазн вернуться к серым схемам и оформлять сделки на физических лиц. 

«Физические лица просто станут основными импортерами подержанных автомобилей», — говорит Сергей Михневич. 

Что касается новых автомобилей, то они получат снижение таможенной пошлины на 5%. 

Таким образом, утилизационный сбор на новые авто, которые будут ввозить из дальнего зарубежья и растамаживать на белорусской границе, будет теоретически компенсирован снижением таможенной пошлины. 

«А вот машины, ввезенные из России, подорожают на сумму утилизационного сбора», — говорит эксперт. 

По его словам, подорожание может составить от 550 до 3 тысяч долларов. К примеру, тот же новый внедорожник с объемом двигателя от 3,5 л, ввезенный из России, будет стоить в автосалоне на 3 тысячи долларов дороже. 

«Россия вступила в ВТО и должна снижать ставку таможенного сбора. Для того чтобы компенсировать это снижение и защитить свой автопром, они и придумали такой вот дополнительный сбор. Затем Россия продавила, чтобы мы тоже ввели этот утилизационный сбор», — объясняет ситуацию, как она видится рядовому потребителю, Виктор Янчуревич. 

Всего в 2013 году в Беларусь было ввезено 102,5 тыс. автомобилей (на 22,5% больше 2012 года). Белорусы потратили на иномарки 1,1 млрд. долларов, что на 23,4% больше, чем годом ранее. 

Большинство автомобилей (85,1 тыс.) было ввезено из стран дальнего зарубежья. Тут рост составил 15,1%. Из стран СНГ было ввезено лишь 17,4 тыс. автомобилей (из них 16,3 тыс. — из России). При этом объем импорта от наших ближайших соседей за год вырос сразу в 1,8 раза. 

Количество новых авто, проданных в Беларуси в прошлом году, превышает 30 тысяч, подержанных — примерно 70 тысяч. Эксперты уверены, две трети из них ввозятся в Беларусь физическими лицами. 

«В Беларуси по-прежнему очень высока доля автомобилей, бывших в употреблении. В этом смысле нас вполне можно называть «страной б/у». Если в России в 2013 году на одну тысячу населения продано примерно 15 новых легковых автомобилей, в Казахстане — около 10, в Беларуси — менее трех», — говорит члена правления БАА Сергей Варивода. 

По статистике, почти каждый второй белорус имеет собственный автомобиль. 








X