Конфликт в ТЮЗе: директор уходит, «Три поросенка» остаются - Культура и кино на N1.BY

Театр юного зрителя, который из-за реконструкции здания с 2009 года работает на неприспособленной сцене Дома литератора, лихорадит. Директор считает, что коллектив погряз в консерватизме и заявляет о готовности уйти по собственному желанию. Его самого обвиняют в непрофессионализме и идеологизированном подходе к творчеству. 

Жанна ЛашкевичКонфликт обострился в конце января. На общем собрании труппы 25 января коллектив объявил вотум недоверия директору, сообщила Naviny.by заведующая литературно-драматической частью ТЮЗа Жанна Лашкевич. Еще одно собрание состоялось 6 февраля. Требования были те же. 

На собрании 6 февраля присутствовали зампредседателя Мингорисполкома Игорь Карпенко и начальник управления культуры Виталина Рудикова«Нам пообещали решить этот вопрос, — сказала Лашкевич, — и в настоящее время этим занимаются». 

Николай КозулинОсновная претензия коллектива к директору ТЮЗа Николаю Козюлину, по словам заведующей литчастью, в «непрофессиональных действиях». Примеров, говорят в театре, очень много. Например, директор «критикует качество переводов, сделанных профессионалами, в негативном ключе высказывается о спектаклях, называя их непонятными детям». 

Однако, настаивает Жанна Лашкевич, существуют особенности возрастной психологии, восприятия спектаклей мальчиками и девочками, которых Козюлин не знает. 

В театре настаивают, что назревшие материальные проблемы не решаются. Спектакли проходят на сцене Дома литераторов, а технические службы находятся на окраине города — в здании кинотеатра «Электрон» возле площади Казинца. Ремонт в основном здании по плану закончится уже в этом году. «Однако и теперь что-то для сотрудников можно сделать», — считает Лашкевич. 

Например, предоставить дополнительные помещения. Ведь в Доме литератора нет мужской гримерной, и актеры готовятся к спектаклю в туалете за сценой. Когда в некоторых помещениях меняли окна, актеры играли спектакль всего при 5 градусах тепла: «Это испытание для актеров. Почему директор этим не занимался?»

Владимир СавицкийАнекдоты рассказывают о претензиях директора к спектаклю «Три поросенка», который уже много лет идет в театре. Якобы директор обвинил художественного руководителя Владимира Савицкого в политическом подтексте спектакля. Якобы директору не понравилась идея о том, что если поросята не научатся строить дешево и добротно, их сожрет волк. 

Жанна Лашкевич говорит, что в этой ситуации «проявился элемент театра абсурда, иначе не скажешь». 

В любом случае, никаких изменений в репертуаре не произошло, и все спектакли играют согласно афише и в прежней редакции. 

Не устраивает коллектив и посыл директора о рентабельности спектакля, а также стремление сделать репертуарный детский театр — единственный в своем роде в Беларуси — «театром эстрады». «Развлекательный музыкальный театр — это иная область искусства, — отмечает Жанна Лашкевич, — а в том, чем занимаемся мы, надо разбираться». 

В театре сравнивают действующего директора с бывшим — Юрием Куликом, умершим в сентябре 2013 года. 

«Мы ему доверяли на 100%, — говорит Жанна Лашкевич. — С новым директором, который работает буквально пару месяцев и утверждает, что вник в нашу специфику, такого не получается. В театре есть материальная и художественная часть. По нашему мнению, задача директора обеспечивать первое, а вот художественный руководитель определяет политику». 

Впрочем, с предыдущим директором коллектив театра тоже не всегда жил душа в душу. Так, 30 марта 2010 года Юрий Кулик, который на тот момент проработал в театре около восьми месяцев, не продлил контракт с главным режиссером театра Натальей Башевой. В ответ около 20 актеров театра обратились с открытым письмом к президенту Беларуси, в котором просили не допустить необоснованного увольнения творческого руководителя. 

«Башева проработала в театре 12 лет, семь из них — в качестве главного режиссера. За время работы она поставила 15 спектаклей, девять из них стали лауреатами и дипломантами на республиканских и международных фестивалях», — говорилось в обращении. Однако Башева ушла из театра со словами: «Если мои спектакли нацелены на нравственное воспитание, то директор хочет поменять репертуар на более развлекательные и коммерческие проекты». 

И уже 27 апреля 2010 года главным режиссером ТЮЗа был назначен сегодняшний художественный руководитель Владимир Савицкий. 

О готовности уйти из театра по собственному желанию в комментарии Naviny.by заявил и Николай Козюлин. Его заявление об уходе уже на столе у руководства: 

«Обещание, данное коллективу, я выполню, и работать в ТЮЗе я не буду. Мы не совпали с художественным руководителем театра в видении специфики развития театра. Я считаю, что он должен быть театром для детей — добрым. В ТЮЗе в течение многих лет царит нехорошая энергетическая атмосфера. ТЮЗ являлся проблемным театром, когда находился в подчинении Минкультуры, и остался таким, когда его передали городу. Здесь не приемлют ничего нового, того, что идет в ногу со временем, что позволяет делать интересные проекты. На мой взгляд, в театре теперь каждый отстаивает свои узкокорыстные интересы. Я человек государственный, и мне интересно, чтобы бюджетные деньги работали. И это реально. Пока в театре только треть артистов имеет плотный график. В посещении театра задействован административный ресурс». 

Николай Козюлин считает, что в театре депрессия, причем давняя, хотя в репертуаре есть много хороших спектаклей. Что касается «Трех поросят», то Николай Козюлин считает, что «это взрослый спектакль, там есть неприкрытые намеки, параллели»

Конфликт против себя директор театра считает срежиссированным, поэтому на собрании 6 февраля создавалось впечатление, будто весь коллектив против него: «Я никогда не преследовал цели унизить, оскорбить сотрудников. Мне собрание напомнило историю с избиением младенцев. Было неприятно. Я был один против людей, из которых хотел создать команду. Не получилось. Однако время всех рассудит». 

По словам Жанны Лашкевич, в театр все больше приходят семьи, а не только школьники во время культпоходов. Развитие театра стратегически продумано до 2017 года. В портфеле есть несколько пьес, не просто отобранных для постановки, но и продуманных режиссером по составу актеров. 

Планируется, что в театре появится детская театральная школа, где будут готовить детей, которые участвуют в спектаклях. Владимир Савицкий планирует набрать курс в Академии искусств, где будут учиться будущие актеры ТЮЗа. 









X