Кира Муратова показала Минску фильм о разнообразии однообразия - Культура и кино на N1.BY

Кира Муратова славится своим неиссякаемым творчеством и постоянными экспериментами в кинематографе, а потому фильм легендарного режиссера "Вечное возвращение" организаторы XX Минского международного кинофестиваля "Лiстапад" припасли зрителям на десерт, представив как самое аппетитное кино.

Картине всего лишь год, но она успела побывать на Римском кинофестивале и получить Национальную премию Российской Академии кинематографических искусств "Ника" за лучший фильм стран СНГ и Балтии. Лента составлена из многочисленных короткометражек и оспаривает представление о том, как должна создаваться двухчасовая картина. Фильм повествует о встрече бывших однокурсников. Случайно оказавшийся в командировке мужчина приходит к женщине за помощью: что делать, если он любит жену и любовницу. Ни один совет не звучит убедительно, но жить с обеими он не может. Обозлившись, визитер хлопает дверью и уходит. Но возвращается снова и снова. Одну и ту же сцену играют разные актеры, в том числе Олег Табаков, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Алла Демидова. В какой-то момент оказывается, что это всего лишь кинопробы к фильму погибшего режиссера... О сути "Вечного возвращения" и не только Кира Муратова рассказала в беседе с корреспондентом БЕЛТА.



- Кира Георгиевна, как вы сами определяете жанр своего фильма?

- Вы знаете, не могу определить его жанр и соглашусь с любым определением.

- Артхаусное кино?

- Часто слышу такое определение, но не понимаю его.

- Кинематографический шарж?

- Нет.

- Комедия?

- Соглашусь. Вообще, для меня существует или хорошее, или плохое кино. Есть комедии, трагедии, драмы, мелодрамы. Обязательно ли все раскладывать по полочкам и приклеивать этикетки? Думаю все же, что это эклектика. Мне нравится смешение жанров.



- Ваша картина выстроена по принципу показа повторов кинопроб. Почему вы решили использовать такую форму?

- Картина "Вечное возвращение" складывалась этапами. Очень много в ее развитии связано не только с творчеством, но и с денежной стороной. Изначально планировалось снять киноальманах, в который бы вошли не только мои, но и новеллы других авторов. Однако продюсер посчитал, что киноальманахи сейчас не в моде и что подобная идея будет стоить очень дорого. Тогда мне в голову пришла другая мысль: дешевле будет сделать историю с повторами. Таким образом, получился полнометражный фильм.



В этой картине форма становится содержанием. Лента выстроена таким образом, что ее уже нельзя отделить от формы, поскольку она по своей сути и есть содержание. Создавая фильм, я стремилась к такому слиянию в монтаже и композиции. Монтаж - это драматургия кадров, а драматургия - монтаж слов. В картине с разными людьми происходит одно и то же. Фильм повествует о разнообразии однообразия и про однообразие разнообразия людей.

- На ваш взгляд, допустимо ли приукрашать реальность в кино?

- Любое искусство, самое жестокое, мрачное, безвыходное имеет в себе элемент лакировки по сравнению с окружающим вселенским ужасом и хаусом. Невозможно передать, насколько ужасно все то, что нас окружает. Поэтому искусство всегда в какой-то степени является лакировкой.

- Появление нового кинотренда, т.е. зрительского бума на российские картины, стало одним из обсуждаемых событий фестивальной недели "Лiстапада". На ваш взгляд, обращение к этим фильмам - сезонная мода или нечто большее, чем просто эпизод в истории кино?

- Нельзя обо всем на свете иметь мнение, об этом я ничего не знаю. Но лично меня всегда интересовали российские фильмы. Нечто подобное я наблюдаю по отношению к азиатским лентам. Изредка, но вижу их свежие фильмы, однако статистически убедительного сравнения провести не смогу.

- А как вы относитесь к тому, что многие говорят о засилье голливудских фильмов?

- В Америке очень много разных картин зависимых и независимых киностудий, а также чрезвычайно талантливых режиссеров. В прокате у нас идут определенного рода фильмы, которые составляют неправильное однообразное мнение о Голливуде. Америка издавна является самой кинематографичной страной, ей удалось выдвинуться, хотя кинематограф был изобретен во Франции. Там представлено очень разное кино, ведь изначально в Америку приехали люди из Европы, которые создали известные киностудии, например, Metro-Goldwyn-Mayer. Только потом все начало развиваться. Тот, кто ругает американское кино, совсем его не знает.

- Как вам кажется, за какими фильмами будущее кинематографа?

- Что значит будущее? Неправильно, как в советское время, составлять план и все классифицировать. Кино - это не промышленность, а искусство! Сколько талантливых людей, столько и направлений. Например, мне никогда не доводилось слышать о том, чтобы в Австрии снимали кино. Эта страна у меня ассоциировалась с музыкой, венским вальсом, но никак не с кино. Однако я открыла двух потрясающих режиссеров - Михаэля Ханеке и Ульриха Зайдля. Не могу сказать, что они снимают кино будущего. Это просто Ханеке и Зайдль. Возможно, завтра в Австрии опять никого не будет, а может, сформируется школа и направление. В любом случае, неверно прогнозировать и определять будущее в искусстве.

- Кира Георгиевна, благодарю за беседу, желаю интересных сценариев для будущих фильмов и неизменной зрительской любви.

- Вам спасибо за внимание. Вообще, знаете, мир искусства эгоистичен, каждый говорит "я" и никто не говорит "мы". А если и говорит, то лукавит.





X