Механизм компенсационных выплат иммигрантам заработает в Беларуси в 2014 году - Общество на N1.BY

Механизм компенсационных выплат иммигрантам заработает в Беларуси в 2014 году. Об этом сообщила старший инспектор по особым поручения Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Татьяна Мелешко на презентации доклада "Тенденции народонаселения и ответные меры в области политики", передает корреспондент БЕЛТА.

Представитель МВД отметила, что на осенней сессии во втором чтении будет рассмотрен парламентариями законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о правовом положении иностранных граждан. В соответствии с ним предусматривается разработка постановления Совета Министров, в котором будет определен механизм осуществления компенсационных выплат иностранцам и обозначены категории иммигрантов, которым эти выплаты будут производиться. 

Для стимулирования качественной миграции (речь идет об иностранцах в трудоспособном возрасте, желающих жить в демографически страдающих регионах Беларуси, в первую очередь в сельской местности, и трудиться на рабочих местах, которые не востребованы белорусами) будут выплачиваться "подъемные" на переезд и обустройство в Беларуси. "Предполагается, что "подъемные" будут в размере 5-10 базовых величин (1 БВ в настоящее время - Br130 тыс.) на каждого члена семьи, включая несовершеннолетних детей, - сказала представитель МВД. - Но эта цифра не окончательная. Возможно, в процессе подготовки документа она будет скорректирована".

Потенциал белорусского сельского хозяйства, а также наличие благоустроенного жилья в сельской местности позволяют рациональное расселение мигрантов в регионах, имеющих дефицит трудовых ресурсов. Это будет способствовать заполнению имеющихся вакансий и снижению диспропорций в территориальной структуре населения.

Безусловно, предоставление иммигрантам финансовой поддержки при переезде и в период обустройства станет дополнительным стимулом к увеличению их притока. В то же время, по мнению Татьяны Мелешко, выплаты как таковые - отнюдь не единственный фактор, благодаря которому иностранцы принимают решение о переезде в Беларусь. В первую очередь их привлекает разветвленная система социальных гарантий, действующая в стране для этой категории, толерантное отношение к приезжим, безболезненная интеграция в общество приехавших в республику иностранцев.

Основной миграционный обмен традиционно происходит с Россией, Украиной и Казахстаном, на долю которых приходится около 90% прибывающих в Беларусь. Представитель МВД проинформировала, что недавно было заключено соглашение с Казахстаном о равном доступе граждан двух стран к трудоустройству - по аналогии с принятым в Союзном государстве. 

Отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА, Татьяна Мелешко отметила, что особый акцент в сфере миграции должен быть сделан на создание условий для возвращения на родину этнических белорусов и так называемую бизнес-миграцию. В частности, инвестирование 150 тыс. евро в экономику республики позволяет иностранцу рассчитывать на предоставление вида на жительство в Беларуси (если человек здоров, не имеет судимости). С 2010 года такой возможностью воспользовались 15 человек, в основном, из стран Балтии и Польши.

В целом за январь-сентябрь текущего года вид на жительство в Беларуси получили почти 9,5 тыс. иностранцев (за аналогичный прошлогодний период - 8,6 тыс.).

В республике созданы оптимальные условия для цивилизованного экспорта и импорта рабочей силы, сформирована необходимая законодательная база в данной сфере. Что касается привлечения иностранных рабочей силы, то в последние годы здесь были существенные изменения порядка и механизма этой деятельности, направленные на то, чтобы сделать процедуры прозрачными, а сроки выдачи разрешений - короче.

Отвечая на вопрос с нелегальной миграции, Татьяна Мелешко отметила, что ее потоки снижаются (сейчас нелегалы переориентировались на транзит через Украину). Этому способствовала профессиональная работа пограничных и других служб, а также введение уголовной ответственности для организаторов и участников нелегальной миграции. За девять месяцев текущего года задержано 14 групп мигрантов численностью от 2 человек и более (в прошлые годы насчитывалось около 70 групп). Кроме того, применяются такие меры, как высылка (за нарушение иностранцами общественного порядка) и депортация (за нарушение правил пребывания в Беларуси). В текущем году депортировано уже около 900 иностранцев, выслано - 700. Представитель МВД особо подчеркнула, что иностранцы, находящиеся на территории Беларуси по разным основаниям, в целом законопослушны - на их долю приходится менее 1% совершаемых правонарушений и преступлений.

Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение сальдо внешней миграции за пятилетие до 60 тыс. человек. Как известно, миграция является существенным резервом восполнения потерь человеческих ресурсов. Для стабилизации демографической ситуации необходимо, с одной стороны, проведение масштабной компенсирующей иммиграции на основе дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов с учетом национальных интересов, а с другой - сохранение и приумножение собственного интеллектуального и творческого потенциала. 

Доклад "Тенденции народонаселения и ответные меры в области политики" подготовлен Международным институтом прикладных системных исследований (МИПСИ) и Центром Витгенштейна по демографии и глобальному человеческому капиталу. Авторы проанализировали новейшие тенденции и подробно рассмотрели существующие ответные меры в области политики, а также дали рекомендации для восполнения пробелов в политике с учетом потенциальных сценариев развития в будущем. В докладе представлены ответы на четыре важных вопроса: во-первых, представляет ли старение населения угрозу для государств; во-вторых, миграция - это новые возможности или угроза для развития стран; в-третьих, действительно ли уровень рождаемости слишком низок; в-четвертых, снижается ли уровень равноправия в обществе? Каждая тема иллюстрируется статистической информацией по всем странам мира. Эксперты анализируют и перспективные демографические тенденции, и последствия альтернативных политических форм правления в будущем.







X