Оршанский лен, вода 'Нарач' и малоритский хлеб: значение географических указаний для защиты национальных брендов - Общество на N1.BY

Одним из правовых механизмов защиты товаров и услуг, их производителей, а также сохранения репутации регионов является географическое указание и наименование места происхождения товаров. С помощью такой охраны хозяин бренда имеет право претендовать на произведенную собственность, ссылаясь на закон. Это имеет большое значение для развития регионов, многие из которых имеют свою историческую, культурную или природную уникальность. О том, кто может получить географическое указание, как проходит процедура его получения, какие преимущества дают географические указания для производителей, потребителей и регионов и страны в целом, а также насколько актуальна тема защиты национальных брендов для Беларуси, рассказала начальник управления товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Синишова.



В Беларуси нет таких традиций использования и регистрации географических указаний, как в странах Западной Европы или США. По словам Натальи Синишовой, тому есть две причины. Во-первых, субъекту хозяйствования для правовой охраны географического указания необходимо получить документ - заключение компетентного органа о том, что его маркированный географическим указанием товар имеет особые свойства и/или качества, связанные с этим местом происхождения. Во-вторых, белорусские субъекты хозяйствования мало знают о таком объекте интеллектуальной собственности, как географическое указание, и о том, какие преимущества оно может дать.



С 2021 года НЦИС начал активную работу по популяризации закона "О географических указаниях". "В прошлом году мы принимали участие в фестивале "Вытокі". Мы проехали пять областей республики и выступали с семинарами, где рассказывали, в какой области, какие уникальные товары есть. В этом году продолжили эту работу. Вначале направили письма в облисполкомы, чтобы они на местах промониторили, какие уникальные товары могут представить. В рамках Форума регионов в Гродно также провели выездной семинар, где субъектам хозяйствования рассказывали о преимуществах географических указаний", - рассказала Наталья Синишова.



Регистрация географического указания возможна в отношении самых разных товаров. "Мы сделали максимально широкий список тех товаров, которые могут охраняться этим объектом интеллектуальной собственности. Это и животные, и растения, и сельскохозяйственная продукция, и изделия ремесленных промыслов - ткачество, глиняные, фарфоровые и стеклянные изделия, всевозможные алкогольные и безалкогольное напитки, минеральные воды, чаи, специи. Список очень большой и все еще является открытым", - отметила начальник управления.

Кто может получить географическое указание

НЦИС установил широкий перечень субъектов, способных получить правовую охрану в отношении географического указания.

"Мы сделали достаточно широкий субъектный состав. Получить географическое указание могут физические лица, организации, юрлица, объединения лиц с различным субъектным составом. Например, в Беларуси есть мастерицы, которые ткут уникальные рушники. С учетом норм нашего закона каждая из них будет иметь возможность подать заявку на географическое указание и получить право пользования на такое наименование как, например, Неглюбские рушники", - подчеркнула Наталья Синишова.

Получить правовую защиту в виде географического указания могут и ассоциации производителей. В Могилевской области есть деревня Дрибин, где на протяжении 300 лет производят по уникальной технологии белорусские валенки - шаповалы. Жители этой деревни могут объединиться в ассоциацию производителей и подать заявку на получение географического указания. Как отметила Наталья Синишова, объединение может состоять из физических и юридических лиц. Ограничений нет. Это могут быть крупные предприятия, представители среднего и малого бизнеса - все, кто заинтересован.

Процедура получения географического указания

Правовая охрана географических указаний основана на процедуре регистрации. Для ее получения необходимо подать заявку установленного образца, оплатить патентную пошлину за подачу, прохождение экспертизы и регистрацию. Особенность процедуры состоит в необходимости получения заключения компетентного органа о том, что товар имеет особое свойство, качество или репутацию, связанную с местом происхождения этого товара. Таким компетентным органом в законе "О географических указаниях" определена Национальная академия наук и все ее подведомственные институты, организации, исследовательские центры, которые способны провести оценку.

Сама процедура получения географических указаний состоит из нескольких этапов - подачи заявки с оплатой патентных пошлин и прохождения предварительной экспертизы и экспертизы по существу.

"Мы должны проанализировать, действительно ли это обозначение соответствует определению, содержащемуся в законе, и может ли являться географическим указанием, не стало ли оно видовым. Также на экспертизе по существу будет проверяться то заключение, которое предоставят нам субъекты хозяйствования, предварительно получив его у подведомственного института Академии наук", - прокомментировала Наталья Синишова.

Какие географические указания уже охраняются НЦИС

Национальный центр интеллектуальной собственности на территории Беларуси охраняет 37 наименований товаров, из которых только три белорусских.

Под защитой НЦИС находятся 24 грузинских наименований товаров, ирландский и шотландский виски, армянская форель, тульский пряник, ряд итальянских наименований товаров. Получили правовую защиту в виде географического указания такие белорусские товары, как минеральная вода "Минская", пиво "Лидское" и квас "Лидский".

"Мы проанализировали информацию облисполкомов, которую они предоставили нам о потенциале регионов в плане получения субъектами хозяйствования географических указаний, и пришли к выводу, что белорусы совсем не знают своих уникальных товаров, - подчеркнула Наталья Синишова. - На территории Беларуси есть месторождения минеральных вод. Уже производится большое количество марок белорусской минеральной воды, которые могли бы охраняться географическими указаниями, но, к сожалению, этого не происходит. В Беларуси есть также уникальное месторождение лечебной сапропелевой грязи, которая используется только в санаториях, хотя могла бы поступить в широкую продажу. На Полесье и в Витебской области есть уникальная дикорастущая клюква с особыми свойствами. Есть посуда, фарфор, уникальный текстиль и, безусловно, мясо-молочная продукция, которая пользуется широкой популярностью, но не охраняется географическими указаниями. В этот список также входят блюда национальной кухни".

Преимущества географических указаний для производителей, потребителей и региона

Для стимулирования белорусских субъектов хозяйствования НЦИС составил список преимуществ правовой защиты в виде географических указаний. В частности, производители получают маркетинговый товар с уникальными свойствами, который занесен в государственный реестр, и другой такой товар уже не может появиться. "Регистрация географических указаний - очень эффективный маркетинговый инструмент, который белорусские субъекты хозяйствования практически не используют", - обратила внимание эксперт.

Еще одно преимущество, получаемое производителем, заключается в праве пользования, то есть праве запрещать использовать свой продукт другим лицам. Правило распространяется и на те товары, которые являются имитацией, аналогией, типом или видом зарегистрированного товара.

"Потребитель, пользуясь товаром с зарегистрированными географическими указаниями, приобретает гарантированно качественную продукцию. Он доверяет производителю и готов платить большую стоимость за этот товар, потому что его отличает качество, уникальные свойства и характеристики", - подчеркнута специалист.

Регион приобретает гораздо больше преимуществ от регистрации субъектами хозяйствования географических указаний, чем производитель и потребитель. "Регион - это самый большой бенефициар преимуществ на сегодня. Я полагаю, именно из-за этого регионы и должны оказывать максимальную помощь и поддержку тем субъектам хозяйствования, которые готовы вывести на рынок уникальный товар. Регион, по сути, получает мощный инструмент продвижения себя на рынке посредством этого уникального товара. Например, Оршанский льнокомбинат знаменит далеко за пределами страны своим льном. Тем самым прославился и сам город Орша", - добавила начальник управления.

Еще одно преимущество для регионов состоит в возможности создавать новые инвестиционные проекты. Малый и средний бизнес, на развитие которого выделяются инвестиционные средства, возникает именно на базе местного производства традиционной продукции. А традиционное производство в свою очередь привлекает в регион туристов.

Производители с потенциалом получения правовой защиты в виде географических указаний

В стране есть производители, которые обладают потенциалом получения правовой защиты в виде географических указаний. Их можно разделить на три кластера. В первую группу входят крупные предприятия, которые уже производят продукцию с уникальными свойствами, но при этом не обеспечивают ее правовую защиту. К этой группе относится, например, ООО "Гермес", которое занимается добычей и обработкой сапропелевой грязи из озера Святое Гомельской области, а также Оршанский льнокомбинат, минеральная вода "Нарач", минеральная вода "Стародорожская".

Второй кластер состоит из предприятий, у которых есть потенциал для производства уникальной продукции широкого потребления, но они его не используют. В эту группу входят белорусские санатории, на территории которых есть скважины с минеральной водой или озера с сапропелевыми грязями. К таковым можно отнести, например, санатории "Лесные озера" и "Радон", которые могли бы бутилировать минеральную воду из своих скважин и продавать ее широкому потребителю.

В третий кластер включены товары народных промыслов и фермерских хозяйств. "Группа состоит из производителей, которые пытаются сохранить или возродить традиции производства уникальных белорусских товаров. Это и рушники, и ковры, и соломка, и белорусские хлеба, например, малоритский гречневый хлеб, гольшанский пряник, кировская смажня, бобруйская пастила. Перечислять можно долго, - отметила Наталья Синишова. - Предприятиям третьего кластера - небольшим ремесленным или фермерским хозяйствам - лучше объединяться в ассоциации производителей, чтобы вместе контролировать систему производства, качество выпускаемой продукции и разрабатывать маркетинговые схемы для продвижения товара на рынке. И вот именно для этих субъектов хозяйствования крайне важна поддержка региональных властей".

БЕЛТА.

Подробнее