«Сейчас ни мы, ни россияне этого не имеем» - Политика на N1.BY
«Сейчас ни мы, ни россияне этого не имеем» «Сейчас ни мы, ни россияне этого не имеем»

Как санкции отразились на белорусской металлургии.

Предприятие вынуждено покупать китайские детали порошковой металлургии вместо европейских и дорабатывать на месте. Чтобы производить их в Беларуси, нужно создавать цикл производство с нуля и они обойдутся в 2 раза дороже.

Из-за западных санкций за последние несколько месяцев белорусским предприятиям пришлось резко отказаться от европейских и украинских материалов, на аналоги производимые в России, Казахстане, Китае, пишет «Экономическая газета». 



Отразилось это и на белорусской металлургии.

О том, что санкции пошли во благо для белорусской порошковой металлургии, заявил первый заместитель директора – замдиректора по науке ГНУ «Института порошковой металлургии НАН Беларуси» Вадим Савич. По его словам, если раньше предприятия белорусского автопрома закупали целую гамму порошковых деталей в Польше, то теперь завод, расположенный под Варшавой, не может осуществлять поставки в Беларусь. 

— Наш Молодечненский завод порошковой металлургии, который работает по тем технологиям, которые изначально были разработаны в институте, немножко увеличил выпуск продукции, – отметил первый замдиректора. 



Однако, появились проблемы. По словам Савича Институт порошковой металлургии использовал в производстве легированные порошки из Швеции, «которые имели великолепные технологические свойства, хорошие свойства в готовой продукции. Сейчас ни мы, ни россияне этого не имеем».

В качестве еще одной проблемы Савич привел пример Барановичского станкостроительного завода (БСЗ «Атлант»). Предприятие много лет покупало 4–5 порошковых деталей в Европе (примерно 150–160 тысяч штук каждого типоразмера в месяц).



После введения санкций, завод обратились в Институт порошковой металлургии за помощью. Оказалось, что специалисты института технически готовы решить задачу, но им придется начинать реализацию с нуля: нужно разработать оснастку, освоить технологию, провести оценку затрат, запустить в производство, а на все это нужно время.

Пока БСЗ нашел поставщиков похожих деталей в Китае. Правда, их приходится дорабатывать на заводе в Барановичах. Кроме того, усложнилась логистика: продукцию везут из Китая самолетами в Москву, а оттуда ее приходится забирать автомобилями.

— Мы с техническими специалистами предприятия обсудили все вопросы, что мы должны пошагово делать. Выбрали две детали, на которых мы должны отработать технологию, и оценили их цену. Да, по одной мы почти в 2 раза дороже, чем китайский аналог, по другой – в 1,8 раза. Но мы не уставали подчеркивать, что это опытная партия, которая изготавливается одноразово для оценки всех этапов и затрат, – отметил Вадим Савич.

По его словам, если бы барановичское предприятие согласилось бы сотрудничать, то тогда бы пришлось принимать решение о реализации инвестиционного проекта по строительству на Молодечненском заводе автоматизированного массового производства, которое смогло бы закрыть все потребности БСЗ.

— Но уже месяц не можем подписать договор на каких-то 5000 деталей, чтобы нам оплатить затраты на разработку оснастки. Из Китая, оказывается, дешевле. Заводу это выгодно, цена ниже, но вдруг те же китайцы когда-то скажут «нет». И что? Останавливать производство? – посетовал замдиректора и добавил, что такое решение Барановичей, возможно, выгодно в текущий момент, но стратегически в будущем может оказаться абсолютно неверным.

Скачивайте и устанавливайте мессенджер Telegram на свой смартфон или компьютер, подписывайтесь (кнопка «Присоединиться») на канал «Хартия-97».