Стало известно, как работают грузоперевозчики после введения Минском ответа на санкции ЕС - Общество на N1.BY


Стало известно, как работают грузоперевозчики после введения Минском ответа на санкции ЕС Стало известно, как работают грузоперевозчики после введения Минском ответа на санкции ЕС

Процедура оформления грузов усложнилась.

В Беларуси уже четвертую неделю работают контрсанкции для автоперевозчиков из ЕС. Ограничения предусматривают, что фуры из Европы могут въезжать к нам только для перегрузки груза или перецепки, дальше груз могут доставлять белорусские перевозчики. Когда только ввели новшество, сотрудники белорусских фирм-перевозчиков говорили, что оформление в транспортно-логистических центрах очень долгое, из-за этого происходит «коллапс» и «таможня потонет в количестве работы». Журналисты zerkalo.io узнали, какая сейчас ситуация с оформлением грузов из ЕС.



Логисты из Беларуси: Работать стало гораздо сложнее и затратнее

Специалисты из Беларуси, которые занимаются оформлением перевалки грузов на границе ЕС и Беларуси, говорят, что эта процедура на наших таможенно-логистических центрах (далее — ТЛЦ) по-прежнему проходит очень долго и медленно.

— Машин много, очереди огромные. В среднем по три-четыре дня надо ждать, чтобы оформиться на перегрузку. Чаще логисты уже налаживают схему перевалки так, чтобы фуры из ЕС и Беларуси перегружались друг в друга. Уже даже схемы посложнее осуществляют — с тройками и четверками машин, — рассказал логист одной из белорусских фирм-перевозчиков.



Специалист говорит, что не спасает от очередей даже то, что в перечень мест для грузовых операций и перецепки добавили еще три склада временного хранения, — «Брествнештранс», «Белимпортторг» и «Транзит».

Представители белорусских фирм-грузоперевозчиков говорят, что из-за ответных мер Минска на санкции ЕС работать стало гораздо сложнее, чем раньше, а также затратнее по деньгам. По словам участников рынка, со ставками фрахта на автомобильные перевозки по Европе «творится разброд и шатание», они поднялись раза в три, а то и больше. Например, цена на перевозку из Испании в Беларусь стоит около десяти тысяч евро, а раньше она была порядка четырех тысяч евро.



— Сейчас зарабатывают поляки и литовцы, а мы просто смотрим и облизываем губы, — отметил сотрудник одной из белорусских компаний-грузоперевозчиков. — Отечественные предприятия оставили ставки примерно на том же уровне, что и были. А вообще, иногда кто во что горазд, бывают и совершенно необоснованные по стоимости фрахты.

Процедура оформления не сложная, но много лишних телодвижений

— Ничего здесь не изменилось с того момента, как начали действовать ответные меры: как были очереди, так и остались, — подтверждает информацию логистов дальнобойщик Дмитрий, который работает в белорусской компании.

Раньше мужчина возил грузы из России в Европу и обратно, а после того, как Беларусь ввела ответные меры на санкции ЕС, его маршрут заканчивается на родине, возле белорусско-польской границы. Водитель уже был на перецепе, в прошлый раз он приезжал на ТЛЦ «Бремино-Берестовица» для того, чтобы обменяться полуприцепами с польским водителем. В момент разговора с журналистом он ждал перецепа на ТЛЦ возле пункта пропуска «Козловичи».

— Сейчас колейка начинается возле АЗС «Татнефть» (это около шести километров от ТЛЦ. — Прим. ред.), грузовики стоят по обеим сторонам дороги, ждут свою «пару» со стороны Европы, — рассказал водитель.

Дмитрий считает, что процедура перецепа в общем-то не сложная, если изучить ее, однако, водитель отметил, что в ней много телодвижений, поэтому «перворазникам» сложно ориентироваться. Мужчина говорит, что лучше в этом плане все организовано на ТЛЦ «Бремино-Берестовица». Когда он там был, то к дальнобойщикам выходил сотрудник и объяснял, куда нужно ехать и что делать.

— Везде оформление происходит примерно одинаково: приезжаешь, ставишь машину на стоянке и идешь в ТЛЦ, где сообщаешь о своем прибытии. Эту информацию передают на белорусскую границу, после чего европейский грузовик, с которым ты должен перецепиться, пропускают в Беларусь, с ним ты занимаешь очередь на въезд в зону таможенного оформления, — рассказал Дмитрий.

По мнению дальнобойщика, организация очереди лучше возле пункта пропуска «Козловичи», там она электронная: каждой паре грузовиков присваивается номер, продвижение можно отслеживать через Telegram-канал, который создал Брестский филиал РУП «Белтаможсервис». Кстати, в этом же чате появляются объявления, касающиеся оформления перевозки.

Более суток ожидания в очереди на оформление, восемь часов — на перецепку

В прошлый раз Дмитрий ждал заезда на ТЛЦ более суток, как будет сейчас — неизвестно и непредсказуемо. Мужчина говорит, хорошо, если ждешь своей очереди где-нибудь возле АЗС, где есть туалет, душ, или возле магазина, но места там не всегда бывают.

— А бывает, припаркуешься на грузовике далеко от цивилизации, где-нибудь вдоль поля. Их хорошего — только мусорки стоят. Туалета нет, водители «удобряют» обочину, про душ вообще можно не мечтать. Поесть нечего. Я брал такси и ездил в Брест, чтобы купить продукты, потом готовил в машине.

Уже заехав на парковку ТЛЦ, водители чувствуют себя комфортнее — в здании есть «удобства» и кафе, в котором наш собеседник обедал за 15 рублей с первым, вторым и третьим блюдами. Но и там дальнобоям приходится терять время в очередях к каждому окну.

— В прошлый раз на ТЛЦ я пробыл около восемь часов. В 23:00 в одном окне оформляли уведомление о прибытии, простояли там мало, около 2,5 часов. Потом пошли на второй этаж — там таможня, застряли там часов на пять, попали на пересменку. Сама пересменка занимает пять минут, но новый сотрудник приходит и начинается путаница с ранее поданными документами, мол, что это, а где другие документы, а кому их отдавали, а кто их брал?

Еще около полутора часов у водителей ушло на перецепку и оплату парковки. Кстати, по сведениям водителя, стоимость нахождения на парковке снова изменилась: за белорусский грузовик он заплатил 27 рублей, за польский — 92 рубля. Напомним, до «ответных мер» заезд на территорию ТЛЦ стоил 50 рублей, с 16 апреля стал более 150 рублей. 21 апреля цены снова пересмотрели — стоимость пребывания фур в зоне таможенного контроля снизили до 99 рублей.

Скачивайте и устанавливайте мессенджер Telegram на свой смартфон или компьютер, подписывайтесь (кнопка «Присоединиться») на канал «Хартия-97».