Глубокий кризис в сфере ЖКХ в Башкирии и Уфе бывший руководитель одной из самых крупных управляющих компаний в регионе Александр Тетлянов прогнозировал еще три года назад. В интервью UFA.AIF.RU эксперт рассказал, почему крупные управляющие копании Уфы испытывают серьезные финансовые проблемы, дворников лишили служебного жилья, а собственники квартир в МКД продолжают страдать от произвола управленцев.
Альбина Зубарева, UFA.AIF.RU: Александр Владимирович, как так вышло, что работающие в районах города Уфы самые крупные управляющие компании фактически стали банкротами?
Александр Тетлянов: Процесс ухудшения их финансового состояния начался уже в 2010 году и идет по сегодняшний день. Самое интересное, что 25% акций этих УК принадлежит муниципалитету,75% - частным структурам. Председателями советов директоров этих УК являются «лица города». Получается, что акционеры, принимая ежегодные отчеты директоров работы управляющих компаний, закрывали глаза на эту проблему и не принимали своевременных мер по оздоровлению в течении 11 лет! Думаю, вопрос о таком «странном банкротстве» надо задать и акционерам этих УК и главным кредиторам-ресурсоснабжающим организациям. А ведь сейчас эти компании обслуживают 3 из 6 тыс. жилых домов в городе.

– Мне кажется, что это административная авантюра и какая-то финансовая многоходовка. Создание такой управляющей компании на базе десяти УК банкротов трудно представить. Могу предположить, что делается попытка уйти от погашения многомиллионной задолженности. Но как может строится новая УК на обломках районных? Ведь сегодня от них остались осколки состава специалистов, производственных мощностей, в хлам убитая спецтехника. И работать они продолжают с подрядчиками, убогими по составу и техническому оснащению. И главное - за этим созданием я не вижу появления новых, реальных возможностей к стремлению по улучшению качества управления, только декларирование.
Остается по-прежнему острой проблема старых домов, а их в Уфе более 55% от всего жилого фонда города. Они не относятся ни к ветхим, ни к аварийным, обслуживают их по остаточному принципу. Сборы небольшие, а ремонта требуют постоянно. А как быть с этим? Что нового может жителям этих домов дать новая единая УК?
Амнистировать долги, лишить содержания
– Долги населения сказались на ситуации?
– Учитывая, что основная доля задолженности - просроченная, сомнительная и безнадежная, надо амнистировать все, что не погашено например до 1января 2020 года. Этих денежных средств уже в принципе нет. Выбивание через коллекторские структуры, суды малоэффективны и кроме социальной напряженности и копеечного сбора ничего не дадут. Второе - надо снять эти УК с единственного источника их дохода – статьи «содержания», которая им не позволяет производить сегодня полноценного содержания жилфонда. Необходимо обеспечить их участие в тендерах по капитальному ремонту общего имущества жилых домов от регионального оператора по РБ, которого они лишены. Решение за акционерами.

– Жилищное законодательство позволяет изменение ее величины, как в сторону увеличения, так и уменьшения. Но УК должна аргументировано доказать собственникам помещений целесообразность изменений. А на практике ни личных встреч, ни разъяснений, все по старинке – получите письмо и на собрание утвердите, что предлагают. Я советую собственникам письменно обратиться в УК, чтобы она представила проект своего предложения для повышения на 1 кв. м., то есть экономическое обоснование, чтобы жильцы могли изучить и обсудить его до проведения общего собрания. Во-вторых, раз УК торопит решить этот вопрос, то будет правильным и целесообразным провести отчет деятельности за прошедший год. Возможно, в ходе такой встречи УК и жильцов, всплывут факты, которые поставят под сомнение представленные доводы. А если жильцы не дадут согласие на увеличение цены, то согласно законодательству УК должна подать в суд. И до вынесения решения принимать платежи по прежней цене.
Кто хозяин в доме
– Собственники - наниматели управляющих компаний. И вроде есть такой закон - клиент всегда прав. Но жильцы часто жалуются, что хозяйкой положения остается управляющая компания. Почему не удается поменять акценты?
– Потому что грех не воспользоваться равнодушием, отсутствию твердости и юридической неосведомленностью части собственников помещений в доме. Главным документом, регулирующим взаимоотношения между ними и УК, является договор управления. Сегодня различных вариантов таких договоров в Уфе порядка 20, в зависимости от того какая управляющая организация и как его «стряпает» по тексту.
Согласно жилищному законодательству к договору управления должны быть приложены не менее пяти приложений, и главным из них - приложение №1 «Перечень мероприятий и мер по управлению». В нем оговаривается перечень обязательств по управлению, При выполнение которых, устанавливается ежемесячный размер вознаграждения от жильцов. Именно этот пункт определяет истинного хозяина положения, о котором Вы спрашиваете. В случае неисполнения обязательств, размер вознаграждения жильцы дома могут уменьшить. Такой объективный подход достаточно хорошо стимулирует работу. Вот Вам ответ на вопрос, кто является хозяином в доме. Но при отсутствии такого приложения, конечно, с собственниками можно особо не церемониться.
Также сплошь и рядом встречаются договора управления между УК и собственниками подписанные сроком действия на пять лет. Не рекомендую этого делать. Такой срок разрешен, но не выгоден жильцам, так как становится для них кабалой. Оптимально заключать на год. Поработала организация - отчиталась, справилась – договор продлили.

– Надо признать преждевременность решения власти о готовности собственников квартир отвечать за весь дом. Что такое многоквартирный дом? Это «гибрид жилого дома». Основные признаки неэффективности управления: это смешение форм собственности и смешенный социальный состав . В таких домах расположены и магазины, и почта, и банки, поликлиника, много чего еще. Назвать это здание жилым домом язык не поворачивается. Как собственник может быть хозяином того, что у него практически отобрали? В таком доме ни одна проблема ЖКХ не имеет решения.
Что касается гражданской позиции, здесь я не согласен. В прошлом году, когда наши горожане получили завышенные платежи за отопление, они сумели достаточно четко обозначить свою позицию и привлечь к проблеме внимание властей. Народ просыпается.На смену нашему поколению приходят более продвинутые люди, более грамотные, у них есть желание разобрать эти завалы проблем и добиваться их решения.
– На рынок приходят небольшие частные управляющие компании, которые конкурируют межу собой. Управление домами – выгодный бизнес?
– Сфера ЖКХ в любом регионе - самая денежная, потому что здесь крутятся громадные и живые средства, за которые в принципе и идет борьба. Сегодня в Уфе зарегистрировано более 200 управляющих организаций, которые делятся на три группы. Первые – десять крупных компаний по районам города. Вторые - частные самостоятельные с небольшим количеством МКД. Третьи – созданные застройщиками для управления возведенных ими домов.
Интересна вторая группа. Среди этих компаний появилось много новых и среди них, бывшие ООО «ЖЭУ» Например еще 1 января 2018 года ООО «ЖЭУ» было порядка 54 , которых районные УК нанимали, как подрядчиков. Теперь в 2022 году их стало в разы меньше, так как многие из них превратились в управляющие компании. Получается нечестная ситуация. ЖЭУ, которое недавно было на грани банкротства, численность его работников 30-40% от штата, едва держалось на плаву, в одночасье превращается в управляющую компанию. Меняется вывеска и все остается по -прежнему - те же дома, те же проблемы.
Депутаты могли бы помочь– В этом году Уфу накрыл «снежный» коллапс. Красные линии более-менее приводят в порядок, но стоит зайти вглубь квартала, и проблема нехватки дворников становится очевидна. Почему так?
– Все закономерно. Отсутствие финансирования в полном объеме и как факт отсутствие по норме спецтехники и работников. Когда я писал книгу, уже была критическая ситуация. В сезон 2016-2017 годов у городского коммунального хозяйства из необходимого по нормативу 1288 единиц, фактически было 410 единиц. У восьми крупных управляющих компаний находилось 153 единиц спецтехники, из которых 40% единиц техники имели срок эксплуатации от 15-20 лет.
Что касается низкого уровня уборки придомовых территорий в зимний период, то в первую очередь нехватка спецтехники у самих УК, дворников и отсутствия у них современной малогабаритной снегоуборочной техники вместо лопат. Вместо необходимых на всю республику 10 млрд. руб. для приобретения спецтехники выделяется 1,5 млрд. рублей и конечно проблема остается. Значит, коллапс будет иметь продолжение.
