Дирижеры транспортных потоков. Кто управляет светофорами Минска - Общество на N1.BY

Корреспондентам газеты «Вечерний Минск» представилась уникальная возможность побывать в центральном управляющем пункте (ЦУП) на ул. Берестянской. Отсюда ведется руководство и отслеживается работа светофорных объектов.

Даже сложно представить, как бы складывалась дорожная обстановка, если бы трехцветных регулировщиков не было вообще либо они в один момент перестали подавать сигналы. Город, скорее всего, превратился бы в одну большую пробку. Но ЧП подобного масштаба, к счастью, невозможно. Специалисты постоянно следят за светофорами и своевременно их обслуживают.



Глаз да глаз

Заходим в просторный зал. Кажется, что здесь должны трудиться как минимум 10 сотрудников. На самом деле диспетчеров всего двое. Один представляет специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие «СМЭП Мингорисполкома», второй — ГАИ. Оба находятся на дежурстве 17 часов. Рабочий день для них начинается в 6:30 и заканчивается за полчаса до полуночи.

Нас сразу предупредили: отвлекать специалистов от работы нежелательно. И это понятно: за светофорами нужен глаз да глаз. На мониторе одного из компьютеров изображена карта Минска, а на ней множество разноцветных точек. Видимо, это и есть светофоры. Но почему они разных цветов?



Все зависит от того, в каком состоянии находятся светофоры, — объясняет заместитель начальника отдела технических средств и систем ГАИ ГУВД Мингорисполкома Денис Ливанович. — К примеру, красный цвет применим к объектам, где произошел обрыв линии связи, розовый — где светофоры работают в режиме координированного управления, желтый — если они перешли в режим желтого мигания, зеленый — когда включен режим «зеленая улица» или работает противозаторовый алгоритм и т. д. Также на мониторе отслеживаются работа средств детектирования и состояние каждого контролера. На втором мониторе отображается перечень маршрутов, на которых в случае необходимости включаются «зеленая улица», статистика работы объектов и другое.



В режиме реального времени

Переключаем внимание на огромную видеостену. На одной из панелей, словно с экрана телевизора, транслируется картинка с пересечения ул. Немиги и Романовская Слобода. Без подключения к городской системе видеонаблюдения этого сделать было бы невозможно. Диспетчер щелкает мышью, и теперь уже в режиме реального времени показывается обстановка поочередно на перекрестках пр. Машерова. На часах почти десять, и заторов не наблюдается. К слову, на этой магистрали, принявшей дополнительную транспортную нагрузку в связи с закрытием участка в районе Немиги и пр. Победителей, разработан противозаторовый алгоритм. В прошлом году радиолокационные детекторы установлены также на трех перекрестках Партизанского пр. в районе МКАД и на пр. Независимости.

Сегодня в Минске насчитывается 816 светофорных объектов, 684 из них включены в автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), — информирует Д. Ливанович. — То есть координированное управление 640 объектами ведется из этого центра. К каждому проложены проводные линии связи. В базу данных внесены графики светофорного регулирования. Они рассчитаны в зависимости от интенсивности движения транспортных средств для трех периодов. Это утро, день и вечер. В автоматизированном режиме работа светофоров ночью переходит к функционированию от рабочей программы на локальном уровне.

Фазы работы светофоров рассчитываются с учетом средней скорости транспортного потока 50–55 км/ч. При этом учитываются сложность магистрали, наличие выездов с прилегающих территорий, нерегулируемых пешеходных переходов и другое.

А если на перекрестке случилось ДТП, образовался затор? В то время как инспекторы ГАИ оформляют дорожно-транспортное происшествие, диспетчер ЦУП в ручном режиме руководит работой светофоров, задает «зеленую улицу» нужному направлению.

Есть контакт

В ЦУП не только отслеживают обстановку на дорогах, но и аккумулируют информацию о работе периферийного оборудования АСУДД и других технических средств организации движения. Речь идет о целостности и работоспособности светофоров, дорожных знаков и разметки. Сведения о недостатках сотруднику спецпредприятия могут направлять по телефону как инспекторы ГАИ, так и простые горожане.

Определены сроки устранения неполадок, — отмечает Д. Ливанович. — К примеру, где-то согнули, обклеили, разрисовали дорожный знак, а где-то на светофоре не горит красный свет. Понятно, что во втором случае реагирование будет более быстрым. Ведь неисправный светофор может ввести в заблуждение водителей и пешеходов, что, в свою очередь, приводит к аварийным ситуациям.

Справочно

Впервые координированное управление светофорными объектами и движение транспорта по принципу «зеленая улица» организовали в Минске на ул. М. Горького (сейчас М. Богдановича) на участке от ул. Я. Купалы до ул. В. Хоружей. Позже новинку внедрили на Ленинском пр. (ныне пр. Независимости) — от ул. Я. Купалы до пл. Ленина (ныне пл. Независимости).

Смотрите также: